Шпионская версия


На пресс-конференции в Москве предприниматели Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун отказались сообщить, какими конкретными фактами располагают британские и российские следственные органы по “делу Литвиненко”. Зато Луговой обвинил в своих бедах MI-6, которая якобы пытается замять собственную роль в этом деле. Он заявил, что в октябре прошлого года его пытались завербовать два сотрудника британской разведки – Гэрим Эванс и Дэниел Кверк. Они хотели поручить Луговому собрать информацию о некоем российском чиновнике со счетами в Лондоне, чтобы шантажировать его и получить компромат на Владимира Путина и его семью, но Луговой отказался.

С британской разведкой, по его словам, сотрудничали и Литвиненко, и Березовский, передавший англичанам документы Совбеза России, благодаря чему им и дали политическое убежище. Оно было получено с нарушениями, Литвиненко имел на сей счет доказательства и собирался шантажировать Березовского, говорит Луговой, возможно, поэтому и был убит. Луговой не исключает причастности к убийству британских спецслужб, а также “русской мафии”, поскольку Литвиненко помог за вознаграждение испанской полиции арестовать год назад российского “вора в законе” Захария Калашова.

“Это не заявление Лугового, это заявление Кремля”, – сказал “Ведомостям” Борис Березовский. Кремль расписался в том, что именно он и заказывал Литвиненко, поскольку MI-6 прекрасно знает, что его фамилии в списке агентов нет, говорит Березовский.

Представитель британского посольства заявил “Ведомостям”, что “дело Литвиненко” – это уголовное дело, а не вопрос разведки”. В МВД Великобритании от комментариев отказались, посоветовав обратиться напрямую в MI-6, однако она не имеет органов для связей с общественностью. MI-6 никогда не будет ничего комментировать по этому вопросу, говорит Роберт Эйерс, эксперт Chatham House по вопросам безопасности и разведки.

Зато российская Генпрокуратура, как заявила ее представитель Марина Гриднева, тщательно исследует обнародованные Луговым сведения, тем более что они были ей известны благодаря допросам предпринимателя. А Центр общественных связей ФСБ пообещал, что информация Лугового и Ковтуна “будет проанализирована с юридической точки зрения, касающейся, возможно, нанесенного ущерба безопасности” России. По словам адвоката Андрея Андрусенко, это может означать выдвижение новых обвинений Березовскому, на этот раз по статьям 283 (разглашение гостайны) и 275 (госизмена).

Превращение скандала в шпионский связано с тем, что российские власти предпочитают, чтобы “гуляло несколько версий, среди которых версия виновности Лугового будет лишь одной из”, говорит Борис Макаренко из Центра политических технологий. В отношениях Москвы и Лондона новый скандал ничего не изменит, считает эксперт: ухудшать их дальше некуда. Источник в Кремле говорит, что вряд ли эта ситуация будет обсуждаться на встрече Путина и премьера Великобритании Тони Блэра через неделю на саммите G8: в этом формате Россия настроена на обсуждение конструктивных вопросов.