Украина подвела МТС


Чистая прибыль МТС в I квартале оказалась на 20% выше ожиданий аналитиков (консенсус 12 инвестбанков, опрошенных Reuters). OIBDA и выручка практически совпали с прогнозами, хотя оба показателя были ниже, чем в IV квартале 2006 г. Зато рентабельность по OIBDA оказалась на 1,4 п. п. выше прогноза – 51,9%. ARPU по России стала на 3,5% ниже, чем в IV квартале, и несколько ниже ожиданий аналитиков – $8,2 в месяц. Президент МТС Леонид Меламед объяснил снижение ARPU сезонными факторами – в частности, меньшим количеством рабочих дней (57 в I квартале против 65 в IV квартале) и невысокими доходами от роуминга.

Аналитики “Атона”, “Тройки Диалог”, Deutsche UFG считают результаты МТС в целом сильными. А саму МТС результаты так порадовали, что, по словам Меламеда, компания решила пересмотреть прогноз по росту выручки в 2007 г. – с прежних 17% до не менее чем 22%. Изначальный прогноз был явно заниженным, соглашается ведущий аналитик “Тройки Диалог” Андрей Богданов.

Тем не менее квартальные результаты МТС впечатлили аналитиков чуть меньше, чем результаты его основного конкурента – “Вымпелкома”. Выручка конкурента выросла по сравнению с IV кварталом 2006 г. на 2,5% до $1,49 млрд, OIBDA – на 11,1% до $766,4 млн, рентабельность по OIBDA – на 2,6 п. п. до 51,5%, а чистая прибыль – на 40,1% до $277,3 млн. Также, отмечается в аналитическом отчете “Велес Капитала”, операционные расходы “Вымпелкома” за квартал снизились на 3%, тогда как у МТС, несмотря на объявленную программу реструктуризации, – лишь на 1,1%. Средний счет на активного абонента (пользовавшегося платными услугами в течение последнего квартала) у “Вымпелкома” остался на уровне прошлогоднего IV квартала – $10,9 в месяц. Правда, представители “Вымпелкома” признавали, что удержать этот показатель на прежнем уровне компании помогло ужесточение учетной политики: с этого года она перестала считать активными абонентов, которые в течение трех месяцев не пользуются платными услугами, а лишь позволяют оператору списывать с их баланса небольшие суммы в счет ранее подключенных услуг. МТС же при расчете ARPU использует количество абонентов, плативших за связь в последние полгода.

Аналитик “Атона” Надежда Голубева объясняет более динамичный рост “Вымпелкома” еще и тем, что, выходя на рынки СНГ, этот оператор приобретал не лидеров рынка, как МТС, а развивающиеся компании. Таким операторам значительно проще расти быстро, чем крупным компаниям, считает Голубева.

Ахиллесовой пятой для МТС оказался украинский бизнес. ARPU ее украинской “дочки” UMC упал по сравнению с IV кварталом 2006 г. не на 14%, как ожидали аналитики, а на 20% – до $5,7 в месяц. Среднее время разговора одного абонента также снизилось – со 147 минут в месяц в IV квартале до 135 минут в месяц в I квартале 2007 г. Год назад украинский бизнес принес МТС 24,6% выручки, теперь же его доля снизилась до 20,2%.

По словам Меламеда, все дело в ценовой войне, развернувшейся на Украине в конце 2006 г., и в сезонном факторе. Одним из зачинателей этой войны стал оператор “Астелит”, занимающий сейчас около 10% рынка, отмечает Богданов из “Тройки Диалог”. Свою лепту внес и “Вымпелком”, вышедший на Украину год назад с низкими тарифами. После этого в погоню за дешевыми абонентами пустились и два крупнейших участника украинского рынка – “Киевстар” и UMC. Ситуация с тарифами на Украине вышла из-под контроля операторов и от нее страдают все игроки, считает Богданов. МТС “готова поддержать любой позитивный ценовой тренд на Украине”, обещает Меламед.