В клубном формате


Без преувеличения скажем, что Маркин – человек, о котором мечтала отечественная интеллигенция со времен перестройки, периодически вопрошая: “Где наши новые Третьяковы и Морозовы?” Он именно такой – втянувшийся в современное искусство страстный коллекционер с характером и амбициями, просвещенный дилетант, тратящий деньги на искусство, а не зарабатывающий на нем, построивший для своего внушительного собрания общедоступный (но платный) музей. Не святой, конечно, но и Третьяковы и Морозовы были с норовом.

Музей “Art4.ru” располагается на первом этаже нового дома в самом центре Москвы, но мечта построить для него архитектурный аттракцион, вроде здания Музея Гуггенхайма в Бильбао, у Маркина есть. Странное название музея – не пижонство, а адрес сайта, на котором он давно существует в виртуальном виде.

С первого взгляда музей (600 кв. м – с такой же площади начал Павел Третьяков) производит несколько неряшливое впечатление. Плотная шпалерная развеска (тоже как у Третьякова) без строгого соблюдения хронологии и персоналий поначалу дезорганизует. Гораздо привычнее для восприятия, когда зритель спокойно переходит от периода к периоду, от художника к художнику. У Маркина же все принципиально вперемешку – он сам руководил развеской картин, на свой вкус.

Вкус (а в случае коллекционеров говорят “глаз”) у Маркина есть, это подтверждает коллекция, где представлены значительные работы отечественных художников – не традиционалистов начиная с 50-х гг. по сей день. От Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Бориса Турецкого до Олега Кулика, Арсена Савадова и “Синих носов”, не минуя Ивана Чуйкова, Дмитрия Лиона, Леонида Пурыгина, Константина Звездочетова. Вообще, не минуя, кажется, ни одного значительного имени. Всего художников в собрании больше 65.

В этом музее надо смотреть не экспозицию, а каждую картину. Для того чтобы зритель на картине сосредоточился, рядом с ней нет привычных этикеток с автором и названием. Если кого-то что-то завлечет, то подробности можно найти в каталоге или на сайте.

Каталог написан, а сайт ведется на разговорном русском, а не умном арт-критическом языке. В первой же фразе первой же каталожной статьи Маркин посылает человека, считающего, что он может нарисовать квадрат лучше Малевича, куда надо. Директор “Art4.ru” и ответственная за связи с общественностью, судя по прическе, не забыли панковской юности. Вместо злых старушек Маркин обещает в залах молодых и красивых смотрительниц, возможность выпить кофе, шуметь и слушать музыку. Музей будет работать до часу ночи, и его хозяин видит в нем молодежь, проводящую время в окрестных кафе, тех, кто в госмузеи не ходок.

Кажется, что Игорь Маркин своего потенциального посетителя несколько идеализирует, по себе о нем судит. Наверное, не многие, как он, способны втянуться в актуальное искусство так глубоко и надолго и так же его любить и понимать. Наверное, развеска все же нуждается в корректировке и стоит пожертвовать количеством произведений для облегчения их восприятия. Но это не важно. У частного музея есть свои преимущества перед государственным.

Маркину не надо согласовывать свои действия с вышестоящими инстанциями и оглядываться на реакцию высоконравственных посетителей. Поэтому современное искусство у него неподстриженное, есть и с непечатным словом, есть шокирующе откровенные фотографии Бориса Михайлова, есть и политически некорректные произведения. Но это только возбуждает интерес, добавляет удовольствия и провоцирует споры. Музей “Art4.ru” не идеальный и не скучный.