Будни в цветах праздника


Художественный космополитизм, переходящий в глобализм, уже давно стал общим местом европейского искусства. Все оркестры играют одно и то же, звучат похоже, пользуются дирижерами из общего пула. Поэтому ничего удивительного, что французский оркестр, будучи приглашен в Россию, кооптируется с итальянским дирижером и привозит австрийскую классику. Было бы качество, а оно было.

Ровно четыре года назад, в июне 2003-го, тот же Национальный оркестр Франции приезжал в Россию со своим главным дирижером Куртом Мазуром. Это был незабываемый концерт – играли Франка, Прокофьева, Равеля и Бизе. Мазур был в великолепной форме. Тогда бросилось в глаза, как молод оркестр по возрасту и как солиден по результату. Сегодня французские музыканты подтвердили свой класс, но концерт все-таки вышел рядовым.

Играли Шуберта – скучноватую увертюру “Розамунда” и два шедевра: последние симфонии, Восьмую (“Неоконченную”) и Девятую (“Большую” до-мажорную). Главное, чем покорил оркестр, – слитность, ощущение единого организма, сыгранность и взаимослышание. Особенно пленяло звучание всей струнной группы – мягкое, наполненное и прозрачное, без силового нажима даже в форте. Иногда казалось, что французы кое-что переняли от русских – это вполне вероятно, поскольку в свои поздние годы с оркестром периодически сотрудничал Евгений Светланов, а шеф французов Курт Мазур тоже хорошо знает русские традиции. Солисты на деревянных духовых, которым Шуберт подарил длинные выходы, очень старались, стремясь сыграть как можно тоньше и продемонстрировать бесконечное дыхание. Да и в целом, кроме некоторых не вместе взятых аккордов, оркестр не дал поводов для упреков.

Сложнее ситуация с маэстро. Знаменитый Риккардо Мути словно пошел по легкому пути. “Божественные длинноты” Шуберта совсем таковыми не оказались. Конечно, играть вторую часть “Неоконченной” запредельно медленно – пижонство, но вести ее в таком прозаичном среднем темпе, как Мути, – значит отнимать у нее неземную высоту. Тем же буднично убыстренным ходом прошло и эпическое вступление к Девятой, а ведь оно настраивает на всю симфонию.

Риккардо Мути – опытный ас, и даже если он не умирает в ведомом им оркестре как режиссер в актерах, дело все равно складывается споро. Все партитуры Шуберта, включая бисовый антракт из “Розамунды”, он провел гибко и элегантно. Но получилось общее место. При таком классе оркестра дирижер мог бы пристальнее отнестись к деталям, заставить прозвучать каждый голос с особым цимесом. Возможно также, что музыканты не вполне успели освоиться с акустикой Колонного зала Дома союзов. Она далеко не плоха, но остается ощущение легкой смази, особенно в громких и одновременно быстрых местах. В идеале каждую ноту надо было делать чуть короче – Шуберт бы не возражал.