Незримый бой


Семейное предприятие по изготовлению предметов домашнего обихода основал еще дед Альберто Алесси в 1921 г. С тех пор компания специализируется на кастрюлях, сковородках, штопорах и часах необычной формы. Во главе семейного бизнеса – братья Альберто и Микеле. Вопреки модной тенденции переводить производство в страны с дешевой рабочей силой им удается хранить верность родине.

На вопрос о конкуренции с многочисленными китайскими производителями Альберто Алесси отвечает сдержанно: “Мы понесли потери”. И тут же добавляет: “А сегодня, я чувствую, нашли способ справиться с ситуацией”.

Сейчас в компании трудятся 550 человек, из которых 500 работают в главном офисе компании в Италии. В 2006 г. выручка компании составила около 100 млн евро, причем 90% пришлось на Европу и по 5% – на США и Японию. Прогноз на 2007 г. – 115 млн евро. Как и пять лет назад, товары, изготовленные в Китае, принесут компании лишь 5% выручки. Сейчас компания применяет гибридную стратегию. Для выпуска недорогих товаров она нашла фабрики в Китае, а продукция высокого класса по-прежнему производится в Италии. Алесси считает, что переводить все производство в Китай опасно – будущее компании окажется под угрозой.

Техническое оснащение многих китайских предприятий, особенно тех, которые работают с пластиком, достойно восхищения, говорит он: “Китайцы – настоящие мастера в этой области. А вот стекло и керамика у них невысокого качества”. В работе с нержавеющей сталью, медью или бронзой Италия ушла намного вперед.

Именно это заставляет Алесси держать профессиональные секреты в тайне: “Если бы мы перевели все производство в Китай, прибыль могла бы значительно вырасти. Но ненадолго”. Китайские производственники слишком увлечены копированием, считает Алесси: “Стоит им узнать наши секреты, и через несколько лет они завалят весь мир продукцией достаточно высокого качества”.

Алесси не исключает, что в будущем почти все товары из пластика, которые под своими марками продает компания, будут произведены в Китае. Но твердо уверен в том, что продукция из металла будет по-прежнему выпускаться в Италии самой компанией или итальянскими подрядчиками. Самым значительным изменениям за последние пять лет подверглась стратегия брендинга. Сегодня далеко не все товары из представленных в каталоге компании 3000 наименований носят гордое имя Alessi. В прошлом году компания вывела на рынок два дочерних бренда, которые предлагают качественную продукцию по приемлемым ценам, – это Officina Alessi и A di Alessi. Бренд A di Alessi ближе всего к концепции масс-маркет, но, по мнению Алесси, назвать эту продукцию по-настоящему массовой нельзя. Бренд Alessi принес компании около 65% продаж. На долю Officina Alessi и A di Alessi пришлось 15% и 20% соответственно. Возможно, в этом году относительно недорогой бренд A di Alessi сыграет более важную роль. “Если продажи будут расти, то A di Alessi может принести нам до 25% прибыли, но не больше”, – подсчитал Алесси. Под маркой Alessi продаются товары дороже 100 евро, в то время как бренд A di Alessi торгует вещицами не дороже 50 евро. “Изысканной посуде большинство людей предпочитают продукцию IKEA. Немногие могут по достоинству оценить наши товары, именно для них мы открываем новые направления”, – говорит Алесси. (FT, 15.05.2007, Полина Михалева)