Охота на русских


В 2004 г. “Роснефть” продала 45% в проекте Columbia Energy в Колумбии из-за невозможности обеспечить безопасность сотрудников. “В определенный момент нам начали угрожать повстанцы, и мы вывели оттуда персонал”, – рассказывал тогда “Ведомостям” сотрудник “Роснефти”.

“Русал” (сейчас – производитель алюминия UC Rusal), пытался получить контроль над заводом Alscon в Нигерии с 2002 г. Но договориться о покупке 77,5% нигерийского завода российской компании удалось лишь в феврале 2006 г. – за $250 млн, а еще $150 млн она обещала инвестировать в его развитие. Сделка по покупке закрыта в феврале 2007 г.

Вчера в 05.20 по местному времени неизвестные вторглись на территорию поселка в небольшом городе Икат-Абаси (примерно в 600 км от столицы Нигерии Абуджи), где жили сотрудники Alscon и других иностранных компаний, рассказывает пресс-секретарь российского посольства в Нигерии Владимир Шварц. Нападавшие были вооружены. Водитель-нигериец погиб. Шестеро россиян, сотрудников Alscon, захвачены в заложники, их судьба пока неизвестна, говорит Шварц. Прежде чем напасть на россиян, злоумышленники взорвали их квартиры, сообщает Reuters.

Ни одна из группировок, действующих в южных штатах Нигерии (где и находятся производственные мощности Alscon), пока не взяла на себя ответственность за похищение.

Сейчас на заводе работает около 300 человек, говорит пресс-секретарь UC Rusal Вера Курочкина, из них 46 – иностранцы: два немцев и 44 россиянина. В связи с тяжелыми климатическими условиями всем сотрудникам-экспатам российской компании в Африке предоставляется компенсационный пакет, продолжает она, но в Нигерии он выше – из-за сложной политической ситуации. Курочкина рассказывает, что из-за нестабильной обстановки в стране иностранцев всюду сопровождает охрана, за исключением зоны их компактного проживания, которая охраняется отдельно. Штат охранников “Российского алюминия” в Нигерии компания не раскрывает, но, по словам Курочкиной, теперь он будет усилен.

Нападения на специалистов иностранных компаний происходят в Нигерии регулярно. Чаще всего их жертвами становятся нефтяники. Например, в январе 2006 г. Royal Dutch Shell была вынуждена эвакуировать 330 сотрудников с нескольких нефтяных скважин в Нигерии, после того как “Движение за освобождение дельты Нигера” похитило четырех иностранных специалистов компании и атаковало нефтяную скважину и нефтепровод. Добычу пришлось сократить на 20%, объемы не восстановлены до сих пор.

В декабре 2006 г. то же самое движение организовало взрывы на НПЗ, принадлежавших Shell и итальянской нефтяной компании Agip, а также организовало похищение трех итальянских и одного ливанского специалиста.

В мае членами того же движения были похищены британец, голландец и пакистанец.

Шварц сообщает, что российских граждан в Нигерии похищают впервые (см. врез).

Вера Курочкина говорит, что ее компания не собирается покидать Нигерию. “Мы сделаем все возможное, чтобы спасти заложников, и усилим меры безопасности, чтобы такое больше не повторилось”, – пообещала она.