Победа почти в кармане


Норникель” ввязался в борьбу с Xstrata за LionOre в начале мая. Он предложил акционерам LionOre выкупить у них акции по 21,5 канадского доллара, перебив оферту Xstrata: $4,77 млрд против $4 млрд за всю компанию. В ответ Xstrata увеличила свое предложение до $5,6 млрд. Но “Норникель” 23 мая поднял планку до $6,3 млрд. Совет директоров LionOre признал предложение “Норникеля” лучшим – даже с учетом того, что в случае срыва сделки придется выплатить швейцарцам около $280 млн компенсации. Совет дал Xstrata время до 1 июня сравнять свою оферту с предложением “Норникеля” – это предусмотрено подписанным еще в марте LionOre и Xstrata соглашением. Если швейцарцы не повышают цену, его действие прекращается.

В пятницу Xstrata направила письмо совету директоров LionOre, в котором сообщила, что не будет поднимать свое предложение. Никаких дополнительных разъяснений в пресс-релизе Xstrata на этот счет нет, получить комментарии ее представителей в выходные не удалось.

Этим письмом Xstrata сделала “Норникель” абсолютным фаворитом в борьбе за LionOre, отмечает аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев. Вряд ли в борьбу захочет включиться кто-то третий, думает он. Такой борьбы, как в прошлом году шла за Inco или Falconbrige, не будет – по мировым меркам LionOre не очень крупный актив, резюмирует аналитик.

Чтобы сделка состоялась, “Норникелю” надо собрать две трети акций LionOre. С момента, когда Xstrata сделала первое предложение о покупке LionOre, капитализация канадской компании выросла на 60% – с $3,66 млрд до $5,88 млрд в пятницу. Это на 7% меньше, чем назначенная “Норникелем” цена. Представитель “Норникеля” вчера от любых комментариев по этой сделке отказался, с LionOre связаться не удалось.

Впрочем, Xstrata все же оставила себе небольшое пространство для маневра. Отказавшись поднимать цену, она продлила срок действия своей предыдущей оферты до 15 июня. Предложение “Норникеля” действительно до 18 июня. Xstrata хочет подождать и посмотреть, что скажут по поводу оферты “Норникеля” канадские регуляторы, ведь они должны рассматривать каждую новую оферту – даже от одной и той же компании, замечает аналитик “Атона” Дмитрий Коломыцын. Он напоминает, что канадцы одобрили продажу Inco и Falconbrige, считавшихся “иконами” экономики страны, и не ждет проблем с продажей LionOre.

Тогда “Норникель” сделает самую дорогую покупку за рубежом среди российских компаний. Финансировать ее он планирует за счет кредитов Paribas и Societe Generale. Покупку LionOre за $6,3 млрд совладелец “Норникеля” Михаил Прохоров считает рискованной как для самой компании, так и для ее акционеров, ведь никель может подешеветь. Коломыцын разделяет опасения Прохорова, называя эту сделку слишком дорогой. Но он признает, что экономический эффект в такой покупке для “Норникеля” есть и “Норникелю” канадская компания нужнее, чем Xstrata. “Норникель” платит премию за современную технологию извлечения металла из руды, которая есть у LionOre и Xstrata, замечает Коломыцын. С учетом того что “Норникель” собирается развивать свою рудную базу в России, покупка технологии своевременна. Нуштаев считает предложенную “Норникелем” цену адекватной. Во-первых, LionOre уже объявляла о намерении удвоить производство, а цены на никель, по его мнению, в ближайшие несколько лет вряд ли опустятся ниже $40 000–45 000 за 1 т.