Железная связка


В феврале Владимир Путин подписал указ о внесении 75% акций Транскредитбанка в капитал РЖД. Сейчас государство оформляет эту сделку. Остальные акции, по информации на сайте банка на 1 мая, находились в номинальном держании, в основном у “КИТ Финанса”. Их конечных владельцев банк не раскрывал. Но с начала года об изменениях структуры собственности банк сообщал дважды: 1 марта доля инвестиционной группы “Росвагонмаш” сократилась с 16,6% до 0%, а 3 апреля доля той же компании, вновь составляющая на тот момент 16,6%, уменьшилась до 8,31%.

В пятницу Транскредитбанк опубликовал информацию сразу о трех изменениях в структуре собственности. Владельцем 10,6% акций банка стала управляющая компания “КИТ Фортис Инвестментс”. Акции будут внесены в закрытый ПИФ смешанных инвестиций “Магистраль”, зарегистрированный в декабре 2006 г. Конечных владельцев этих акций “КИТ Финанс” не раскрывает. Еще 6,55% акций банка приобрела компания ООО “Инвестфинтранс”, у которой до этого акций не было, а доля инвестиционной группы “Росвагонмаш” снова сократилась с 16,61% – на этот раз до 5,91%. Два года назад у УК “КИТ” было 6% акций банка, у “Инвестфинтранса” – 18,9%.

“Росвагонмаш” и “Инвестфинтранс” – компании, близкие к РЖД, сказал представитель “КИТ Финанса” Вадим Бараусов. “По моим сведениям, это так”, – подтвердил предправления ТКБ Сергей Пушкин. По его информации, часть своего пакета в фонд “Магистраль” передал “Инвестфинтранс”. Бараусов не стал это комментировать. В пятницу с “Инвестфинтрансом” связаться не удалось – по телефонам, указанным в “СПАРК-Интерфакс”, отвечали, что там нет такой компании. А по телефону основного акционера “Инвестфинтранса” – ООО “Проспект” – ответил оператор игрового клуба “Западный”. Инвестиционная группа “Росвагонмаш” в “СПАРК-Интерфакс” не упоминается. Однако на встрече с инвесторами несколько месяцев назад представитель банка говорил, что помимо пакета в 75% акциями владеют “структуры, дружественные РЖД”, рассказывал “Ведомостям” один из участников той встречи. Официальный представитель РЖД отказался от комментариев.

Владельцы акций все чаще передают их в ПИФы. В феврале так поступила Елена Батурина – 99% акций “Интеко” пошли в оплату паев закрытого ПИФа акций “Континенталь” под управлением одноименной УК. Закрытый фонд “Стратегические инвестиции” под управлением “Менеджмент-центра” владеет акциями ИФД “Капиталъ”. Полученные ПИФом доходы не облагаются налогом на прибыль, он платится только при продаже паев или расформировании фонда.

У пайщиков “Магистрали”, у “Инвестфинтранса” и у “Росвагонмаша” всего 23% акций ТКБ. Еще около 2% в апреле у одного из миноритариев выкупил менеджмент банка, говорит Пушкин.

По его словам, сейчас новых владельцев с изменением структуры у банка не появилось. “Миноритарии, связанные с РЖД, уже много лет в капитале банка”, – говорит он. “Мы оцениваем изменения как реструктуризацию номинального держания”, – говорит младший директор Standard & Poor’s Екатерина Трофимова. По ее словам, на рейтинг они не влияют.

Раньше интересы миноритариев в совете директоров ТКБ представлял президент “КИТ Финанса” Александр Винокуров. Однако в период с января по март 2007 г. компании, в интересах которых действовал “КИТ Финанс”, продали свои акции, говорит Бараусов. По его словам, в новый совет директоров банка Винокуров уже не войдет.

Ранее Пушкин рассказывал, что в 2009 г. может состояться IPO банка: за пакет в 20–30% акций планируется получить $500–700 млн. До того у банка может появиться инвестор на 10–15% акций, а РЖД будет не прочь снизить свою долю до блокирующей.