ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: Три императива интеграции


В течение последних лет Россия демонстрирует исключительно высокие темпы экономического развития. За прошлый год реальный валовой внутренний продукт страны вырос на 6,7%, что превышает средние темпы экономического роста стран “восьмерки”, и уже седьмой год подряд российская экономика находится на подъеме. Укрепление экономики привело к быстрому росту реальных заработных плат и чистых доходов, а также к утроению потребительских расходов населения за период с 2002 по 2006 г.

Важным фактором, стимулировавшим изменения в России в течение этого периода, стало повышение уровня интеграции и глобализации экономики. Однако даже в случае продолжения этой трансформации остается открытым вопрос: как именно она должна происходить? Не только в России, но и во всем мире.

Каким образом нужно менять существующие или разрабатывать совершенно новые подходы, чтобы поддерживать устойчивое справедливое и социально выгодное развитие глобальной интеграции? Что необходимо делать, чтобы гарантировать выгоды крупным предприятиям и небольшим компаниям в развитых и развивающихся странах? И что еще более важно – как сформировать доверие и, конечно, укреплять его в открытом, изменяющемся и тесно интегрированном мире?

Об этом мы будем говорить в Санкт-Петербурге на пятом форуме IBM Business Leadership Forum. Мы обсудим, каким образом разные регионы, социальные группы, предприятия и учреждения должны реагировать на новый императив, который я обозначаю термином “принцип глобальной интеграции”.

Речь идет о том, что бизнес развивается в условиях глобального взаимодействия. И сегодня – впервые в истории человечества – наш мир действительно является тесно интегрированным.

Понадобилось всего 10 лет для того, чтобы Интернет связал миллиард людей, миллионы компаний и, возможно, триллионы устройств. В настоящее время пользователями Интернета являются почти 20% россиян, причем темпы роста этой категории населения выражаются двузначными числами ежегодно. По оценкам, к 2010 г. в России будет более 70 миллионов пользователей Интернета. Технологические сети предоставляют крупным и малым предприятиям Российской Федерации возможность все активнее участвовать в глобальной экономике и продавать свои продукты и услуги по всему миру.

Кроме того, мы наблюдаем расширение соглашений о свободной торговле, повышение внимания к возможностям экономики, ориентированной на услуги, а также появление высококвалифицированной рабочей силы в Индии, Китае, Корее, Латинской Америке, Восточной Европе и других регионах. Подобное сочетание технологий, демографических тенденций, повышения качества образования, изменения регулирующих норм и развития новых бизнес-моделей привело к формированию глобальной платформы для работы, позволяющей все активнее перемещать бизнес туда, где его можно вести наиболее эффективно при обеспечении максимально высокого качества. Это сродни поведению воды, находящей свой собственный уровень.

Таким образом, в настоящее время бизнес и общество уже не задаются вопросом: “Что мне может принести глобализация?”, а задумываются над тем, каким образом можно обеспечить приток работы к себе. Ответ на этот вопрос зависит, как я полагаю, от трех основных факторов.

Первый – экономика, о чем чаще всего говорят в средствах массовой информации. То есть соотношение потенциальных затрат и выгод является важным фактором, определяющим распределение работы. Однако низкие затраты – это не единственный фактор успеха.

Почему, например, европейские биотехнологические и фармацевтические компании, такие как Roche и Eppendorf, строят производства и исследовательские центры в США? Почему Hyundai Motors производит автомобили в американском штате Алабама? Почему результаты последнего исследования тенденций прямых зарубежных инвестиций в производство, услуги, исследования и разработки, ежегодно проводимого корпорацией IBM, обнаружили, что Европа снова, как и в 2005 г., занимает первое место, привлекая 39% всех проектов, а Азия – 31%?

Во всех перечисленных случаях компании переводят производства, основываясь не только на возможности сокращения затрат. Они руководствуются вторым императивом глобальной интеграции, которым является компетентность. В мире, который все больше ценит инновации, очевидным путем к успеху является наличие высокопрофессиональных навыков, лучших идей и уникальных решений.

Я полагаю, что компетентность является ключевым преимуществом России в глобальном интегрированном мире. По данным правительства России, экспорт российских продуктов и услуг в области программирования в 2006 г. вырос на 80% до $1,8 млрд в сравнении с $1 млрд в 2005 г. По прогнозам правительства, к 2010 г. этот показатель увеличится в 10 раз. Российские компании успешно конкурируют на глобальном рынке IT-услуг не только потому, что их услуги дешевле, но и потому, что они способны справляться с нестандартными задачами в рамках разработки продуктов и сложными высокотехнологичными проектами.

Именно поэтому IBM уже много лет работает с некоторыми ведущими российскими компаниями над решением важных задач в рамках нашей собственной глобальной деятельности по разработке продуктов. То, что в России есть огромное количество высококвалифицированных специалистов, обладающих математическими и научными знаниями, определило решение IBM открыть в 2006 г. лабораторию по разработке систем и технологий в Москве.

И третьим фактором глобальной интеграции является открытость – в торговле, технологиях и бизнес-отношениях. Россия прошла долгий путь со времени экономических трудностей середины 1990-х гг. Существенно выросли объемы международной торговли, многие глобальные компании вкладывают значительные инвестиции в российский рынок, что свидетельствует о том, что Россия является привлекательным регионом для ведения бизнеса. Участие в ВТО, как я полагаю, принесет России, ее торговым партнерам и инвесторам еще большие выгоды.

Если рассматривать глобальную интеграцию с практической точки зрения, то каким образом действуют компании? Собственный опыт IBM может предоставить несколько полезных уроков.

Когда я пришел в IBM в 1973 г., компания была классическим “многонациональным предприятием”. Чтобы получить доступ к локальным рынкам, многонациональные предприятия постепенно открывали небольшие копии самих себя в различных странах и вкладывали значительные инвестиции в свой бизнес в регионах. В то время это был надежный путь к расширению бизнеса. Однако в 1980–1990-е гг. появились возможности для глобального взаимодействия и произошли изменения в торговой политике, в результате многонациональная модель, основанная на изолированных цепочках поставок, закупках, процессах управления финансами и кадрами и даже производстве, исследованиях и разработках, стала дорогостоящей и неэффективной. В настоящее время важными задачами в развитии стали оперативность, быстрая реакция на происходящие изменения и инновации.

Компании по всему миру переходят к новой модели. Глобально интегрированное предприятие основывается на реальной глобализации стратегии, управления и операций. Оно размещает операционные и функциональные подразделения в любой части мира, основываясь на задачах оптимизации затрат, привлечения лучших кадров и наличии благоприятной бизнес-среды. Оно концентрируется на своей основной области компетенции, сотрудничая с партнерами и другими специализированными компаниями и организациями в рамках распределенной экосистемы.

Отчасти вопрос заключается в том, как ваша компания организует свою деятельность. Кроме того, определяющими факторами являются ваши процессы, корпоративная культура и ценности. И наконец, общие ценности должны формировать основу для глобально интегрированного предприятия в совершенно новом мире – значительно более изменчивом и интегрированном. Очевидно, что повышение уровня открытости, взаимодействия и доверия иногда приводит к беспорядочности, неконтролируемости и неопределенности. Вы должны это понимать и допускать. Однако наш опыт свидетельствует о том, что передача полномочий – с уверенностью в том, что люди будут действовать в соответствии с нашими ценностями, – является демонстрацией доверия и в конечном итоге наиболее практичным подходом.

Поскольку с каждым днем мир становится все более “плоским”, компании, целые страны и даже отдельные люди должны решить, что станет основой для их конкурентных преимуществ. Экономика? Компетентность? Открытость? Какие у них есть уникальные возможности и навыки? Это непростые вопросы, над которыми ломают голову руководители компаний, государственных и образовательных учреждений.

После серьезных размышлений IBM приняла решение конкурировать на основе компетентности и открытости, и мы стараемся как можно быстрее перейти от многонациональной к глобально интегрированной модели ведения бизнеса. Имея так много талантливых специалистов и стремительно развивающийся рынок IT-продуктов и услуг, Россия, я уверен, способна оказать значительное влияние на реализацию стратегии IBM.

Я считаю, что российские компании и российское правительство могут и должны принимать такие же решения в отношении своих собственных предприятий и учреждений, и я твердо убежден в том, что выгоды для России и ее граждан будут значительными.