Козе – баян


То ли было дело год назад, когда на открытии явился духоподъемный “Остров” Лунгина, будущий национальный хит. “Глянцу” такая популярность не светит. Темой объелись уж, кажется, все. Впечатление такое, будто именитый кинематографист посмотрел на досуге голливудский фильм “Дьявол носит Prada” и решил по-молодецки заскочить на подножку последнего вагона, везущего в дивный глянцевый мир.

Детали, конечно, отличаются.

Вместо выпускницы университета, попадающей в сердце гламура, – швея из Ростова-на-Дону, жадно рвущаяся в столичные модели (героиню, само собой, играет жена режиссера Юлия Высоцкая).

Вместо Мэрил Стрип – Ирина Розанова, изображающая главреда модного журнала как парторга швейной фабрики (в чем нет вины актрисы – ее просто поставили в такие обстоятельства).

Вместо Лагерфельда – Шифрин, которого жестоко обманули, сказав, что он драматический актер, и доверив играть карикатуру не то на Зайцева, не то на Юдашкина. (Артистизм в фильме показывает лишь Алексей Серебряков, с видимым удовольствием изменивший привычному амплуа героя боевика ради эксцентричной роли влиятельного консультанта модельеров и бизнесменов.)

Плюс местные приметы – от нищих провинциальных алкашей до алкашей-миллиардеров.

Плюс горе от ума – интеллигентские подковырки соавтора сценария Дуни Смирновой, норовящей в первой же сцене дать пародию на Владимира Сорокина (подружка героини читает роман, в котором Брежнев с Вольтером занимаются мужеложеством).

Плюс детства чистые глазенки и белая коза (видимо, символ провинциальной невинности).

Плюс замашки на актуальность: история с агентством, подбирающим девушек для сексуальных нужд олигархов, аукается с недавними скандалами в Куршевеле. Ну или с чем-нибудь еще в том же роде. Ага: “в сюжете фильма использованы реальные сюжеты и события”, горделиво сообщает аннотация.

Тут надо вспомнить, что помимо фильма “Дьявол носит Prada” в широком ассортименте американской кинопродукции есть фильм “Блондинка в шоколаде”, где состоятельная бездельница Пэрис Хилтон вся в розовом, а все остальные в фекалиях, причем совершенно буквально. Иначе говоря, гламур и трэш стыкуются напрямую, как источник райского блаженства с канализационной трубой. Таков и “Глянец” Кончаловского, история про путь из грязи в высший свет, который суть та же грязь, только с перламутровыми пуговицами. Существенное отличие в том, что у нас это подается без всякого отстранения, как изображение сугубой действительности, разве что с подхихикиванием человека, который уверен, что сам-то в показанную картину мира не входит, поэтому имеет право презирать как тех, о ком рассказывает, так и тех, кто на это будет смотреть.

Вообще, мало что выглядит гаже, чем попытки персонажей гламура показать гламурную изнанку, все это размазывание соплей над бутылкой водки в шикарном интерьере, на заднем сиденье “Майбаха” или в личном самолете. Ну если вас так тошнит, сделайте это как-нибудь приватно.

А мы пока проветримся. Публике, не попавшей на церемонию, на площади перед Зимним театром прокрутили новых “Пиратов Карибского моря” – по-настоящему счастливое кино.