ВЕКТОР


Заработать на русской душе

Незнание иностранных языков и поздний старт работы американских компаний в Рунете дают отечественным веб-порталам уникальную возможность, которой западноевропейские коллеги по Интернету могут только завидовать. Недавнее исследование аналитической компании comScore показало, что в России наибольшей популярностью пользуются отечественные порталы Yandex.ru, Mail.ru и Rambler.ru, а в Западной Европе пользователи активнее всего пользуются американскими сайтами Google и Microsoft. По данным comScore, в мире Россия по числу пользователей занимает 13-ю позицию. Но среди стран, опередивших ее по этому показателю, всего в трех – США, Китае и Корее – местные сайты пользуются наибольшей популярностью. Не удивительно, что для инвесторов возможное IPO популярных российских порталов, например Yandex.ru или Mail.ru, может представлять даже больший интерес, чем немецких или итальянских. Ведь самые большие деньги на европейцах делают американские компании.

Минус в плюс

У “Газпрома” выдался трудный год: доходы падают, а расходы растут (см. статью на стр. А1). И главное, что большая часть дополнительных расходов пришлась всего на две сделки – покупку акций “Мосэнерго” и Sakhalin Energy (оператор проекта “Сахалин-2”). На них “Газпром” в этом году должен потратить $13,7 млрд – $4,4 млрд на “Мосэнерго” и $9,3 млрд на “Сахалин-2”. Все вместе – ровно столько, сколько “Газпром” потратил в 2005 г. на 75,7% акций “Сибнефти”. От нефтяной компании “Газпром” получает неплохие дивиденды. “Мосэнерго” похвастаться этим не может, а первые дивиденды Sakhalin Energy ожидаются лишь в 2010 г. Пока компания лишь собирает инвестиции от своих акционеров.

Именно инвестиции в “Сахалин-2” станут дополнительной статьей расходов “Газпрома”. На 50% плюс 1 акция в проекте монополист потратил $7,45 млрд. А еще почти $2 млрд собирается выдать Sakhalin Energy в виде займов до конца года, что указано в новой редакции бюджета “Газпрома” на 2007 г. Раньше “Газпром” признавался, что до 2014 г. инвестирует $3,4 млрд на проект. Оказалось, что большая часть денег будет потрачена в этом году.

Развернуть обе сделки “Газпром” все равно не может – они были не только экономическими, но и политическими. Не может концерн повлиять и на погоду, которая заставила его сократить продажи газа, а вместе с ними и доходы. Зато сам “Газпром” может использовать все минусы неудачного года в свою пользу. Например, лишний раз намекнуть чиновникам, что еще не время усиливать налоговую нагрузку на газовые компании. Тем более что в Кремле его поддержать, похоже, готовы. Ведь с прошлой недели уже два чиновника администрации президента – помощник главы государства Игорь Шувалов и руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович – заметили, что вопрос о повышении НДПИ на газ с 2008 г. “уже в повестке не стоит”.