Заплатить США


Российское правительство начало активно привлекать агентов-лоббистов c 2003 г., когда “РИА Новости” заключило первый контракт с Hannaford Enterprises. Hannaford обязалась способствовать распространению в США объективной информации о России, проводить исследования американского общественного мнения и помогать развитию культурных обменов между двумя странами. Максимальная стоимость услуг Hannaford не могла превысить $528 000.

Работой над российским имиджем в США занималась также Ketchum Inc. Заказов было два. Первый касался информационной поддержки российского председательства в “восьмерке” в 2006 г. Срок действия контракта истек 31 декабря 2006 г., стоимость услуг Ketchum Inc в США составила $2 млн. Второй заказ касался “консультаций в области связей с общественностью, лоббирования и помощи в отношениях со СМИ”, срок действия контракта истек 28 февраля 2007 г., стоимость работ на территории США – $845 000. Представителем заказчика назван первый заместитель пресс-секретаря президента Путина Дмитрий Песков.

По словам Пескова, контракт с Ketchum продлен, компания продолжает оказывать России услуги не только в США, но и в других странах мира.

Первые упоминания об агентах СССР в США относятся к 1949 г. Большая часть заявок этого времени приходится на Amtorg Trading Corporation, американскую компанию с советским капиталом, представлявшую советские внешнеторговые объединения. Некая Барбара Энн Мэйджор была нанята советским посольством в 1977 г. для работы редактором выходящего в США пропагандистского журнала Soviet Life с жалованьем $11 523 в год.

В постсоветский период, как правило, речь шла о консультации в области связей с общественностью и поиске партнеров в США. В базе данных FARA есть, например, соглашение “Илим Палпа” с PR-компанией Fleishman-Hillard, которая на протяжении трех месяцев в 2002 г. консультировала “Илим Палп” по вопросам “бизнес-конфликта, касающегося собственности на целлюлозно-бумажный комбинат в России”, получив за это до $130 000.

С 1992 г. лоббизмом в США занялось руководство Чечни. Компания Waterman Associates Inc. согласилась содействовать дипломатическому признанию республики Соединенными Штатами и ее вступлению в ООН. Для этого предполагалось организовывать контакты чеченских представителей с сотрудниками госдепартамента и секретариата ООН, представителями конгресса и неправительственными аналитическими центрами. Оплачивала эти услуги в объеме $15 000 в месяц зарегистрированная в США компания Long Island Petroleum.

В 1998 г. республика заключила аналогичное соглашение с другой компанией, Advantage Assotiates, в марте 1999 г. работы были прекращены в связи с неплатежами заказчика. В 2000 г. расположенный в США Чеченский кавказский комитет нанял за $10 000 в месяц компанию Hooper Owen & Winburn, чтобы “формировать у членов Конгресса позитивный взгляд на чеченскую борьбу”.

Первой из российских политических партий приобрела зарегистрированного американского агента Демократическая партия России в марте-апреле 1994 г. – PR-фирму Daniel J. Edelman Inc. за $13 000. В 1995 г. агент появился у ЛДПР: в США была зарегистрирована “региональная организация ЛДПР”. В сентябре 2005 г. партия “Родина” заключила с компанией Venable LLP соглашение на сумму $150 000. Venable обязалась участвовать в подготовке визита руководства “Родины” в США в октябре 2005 г., организовав встречи с членами ряда комитетов конгресса от обеих партий. Возглавлявший в то время партию Дмитрий Рогозин припоминает, что возможность поездки обсуждалась в рамках избирательной кампании в Мосгордуму, но в конце концов от идеи отказались: поездка плохо вписывалась в избирательную кампанию.

Масштабы российских расходов на пиар в США невелики – многие небольшие постсоветские страны тратят на это сопоставимые суммы. Бывшая сотрудница министерства торговли США Сэлли Пэйнтер, по данным WSJ, за май 2007 г. заключила с восточноевропейцами контракты на лоббирование на сумму $200 000. Один лишь латвийский Parex bank, по данным WSJ, заплатил Пэйнтер в 2005–2006 гг. $383 000.

Официально зарегистрированная лоббистская деятельность еще непривычна для российского менталитета, считает вице-президент РИО-центра Алексей Волин, по мнению которого многие российские политики и бизнесмены пытаются занимать лоббистской деятельностью в США в обход официальных каналов.