Без налогов


Парламент Чечни внес в Госдуму законопроект о стимулировании предпринимательской деятельности на территории Чечни. Депутаты хотят на 14 лет освободить компании от российских налогов и пошлин.

Любая зарегистрированная в Чечне компания и индивидуальный предприниматель по проекту смогут семь лет не платить федеральные налоги и еще семь – платить “в размере 50% от общего уровня”. Эти льготы не распространяются только на нефтегазовый комплекс, электроэнергию, производство и торговлю алкоголем, воздушный и железнодорожный транспорт.

Одновременно Чечня мечтает стать свободной таможенной зоной, т. е. можно будет беспошлинно ввозить иностранные товары в Чечню. А товары, произведенные в Чечне, без пошлин попадут и в Россию. Товар будет считаться произведенным в Чечне, если там добавили к его стоимости 20%, а для электроники и бытовой техники – 10%.

Регионы России накапливали ресурсы, а в республике шла война, объясняет необходимость льгот чиновник правительства Чечни, теперь инфраструктура восстанавливается и “логично ставить вопрос о финансовой поддержке”.

Пояснительная записка напоминает, что за время восстановления республики не вступило в строй ни одно крупное предприятие, федеральная помощь оказывается “крайне узкому” кругу предприятий. 80% населения без работы, ВРП на душу населения в 10 раз ниже российского, промпродукции на душу меньше в восемь раз и 98% ее – нефть.

А в это время “реализации ждут инвестпроекты с суммарной потребностью в инвестициях 29,5 млрд руб., которые уже прошли презентацию на различных <...> экономических форумах”. Это, в частности, завод по выпуску стеклянной тары в Аргуне (829 млн руб.), консервный завод в Грозном (1,74 млрд руб.), гостиница “Отель Родина” там же (636 млн руб.), внедрение в республике беспроводных сетей Wi-Max (882 млн руб.).

От налогового сепаратизма федеральный бюджет почти ничего не потеряет. За девять месяцев 2006 г. Федерация получила жалкие суммы: 572 млн руб. НДС, 214 млн руб. налога на прибыль, 144 млн руб. акцизов, и 77–100% этих сборов уплатили предприятия, на которые льготы распространяться не будут.

Такой законопроект может быть принят, “если на то будет политическая воля”, вздыхает член бюджетного комитета Госдумы Наталья Бурыкина, но это будет просто офшор внутри России, тем более что ни налоговики, ни таможенники не смогут проверять предприятия в условиях контртеррористической операции.

Просьба чеченцев не может быть принята, считает чиновник, близкий к полпредству Южного округа: Чечня – субъект Федерации, и никаких преференций быть не может.

Госдума не поддержит законопроект, уверен Франц Клинцевич, депутат-единоросс от Чечни: “Мы уже проходили, когда церковные, инвалидные организации работали без налогооблагаемой базы, а под их вывеской льготы получали нефтяные и металлургические комбинаты”.

Чечня по сути хочет вернуться в состояние 15-летней давности. Разработка бюджета и систематический сбор налогов в Чечне прекратились еще в 1992 г., пишет исследователь чеченского конфликта Валерий Тишков, а к концу существования сепаратистского режима он не получал прибыли даже от продажи нефти и нефтепродуктов.

Чечня и так достаточно поддерживается за счет федеральной целевой программы, считает депутат Елена Панина, а предложенный республикой вариант свободной экономической зоны противоречит принципу создания таких зон. Они не должны совпадать с границами регионов и должны иметь специализацию – промышленную, научную, туристскую, объясняет она.

В 1994–1999 гг. похожие льготы были выданы зоне экономического благоприятствования “Ингушетия”, вспоминает Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики: там действовала норма о возврате 50% таможенных платежей, большая часть федеральных и местных налогов заменялась фиксированной ежегодной платой в $3953. Эти льготы не позволили поднять экономику республики, а в федеральном бюджете дыру пробили. Разрушенные войной территории, считает она, надо восстанавливать выделением средств из бюджета.

Идеям сделать из Чечни внутренний офшор не один год, они были озвучены еще Ахмадом Кадыровым, рассказывает директор Института региональной политики Булат Столяров, похожие притязания были выдвинуты перед началом военных действий, но тогда была совсем другая Москва.

(В подготовке материала принимали участие Кира Латухина, Александра Петрачкова, Анастасия Корня, Антон Копылов.)