ИНТЕРВЬЮ: Зигфрид Вольф, соуправляющий директор Magna


Еще год назад про Magna International в России знали только отдельные специалисты. А теперь канадская компания, основанная полвека назад иммигрантом из Австрии Фрэнком Стронаком, считается чуть ли не главным спасителем отечественного автопрома. Magna действительно может делать практически все. Это самый диверсифицированный производитель и разработчик автокомпонентов в мире. Инженеры Мagna являются авторами BMW X3. Вдобавок компания Стронака – крупнейший в мире производитель автомобилей без собственного бренда: модели BMW, Мercedes, Chrysler на заводе в Граце выпускает подразделение канадской компании – Magna Steyr.

Основными рынками для Magna традиционно являются Северная Америка и Европа, но автопром там переживает нелегкие времена, и Magna решила завоевывать перспективные развивающиеся рынки. Ее выбор пал на Россию. В конце прошлого года Magna взялась разработать для “АвтоВАЗа” новую модель класса С, которую с 2009 г. будет выпускать новый завод в Тольятти. Но чтобы значительно расширить свое присутствие на российском рынке, Magna в начале мая согласилась продать крупный пакет своих акций “Русским машинам” Олега Дерипаски. Сумма сделки составит $1,5 млрд, и благодаря ей Дерипаска станет равноправным партнером Стронака и менеджеров Magna, вместе с которыми получит контроль над компанией. Чем “Русские машины” могут помочь Мagna, в интервью “Ведомостям” рассказал соуправляющий директор компании Зигфрид Вольф, который вместе с другими менеджерами Magna станет партнером Дерипаски.

– Вы целый день провели с президентом Путиным во время его последнего визита в Вену. Что вы с ним обсуждали?

– Путин хочет иметь хорошие отношения с европейцами, искренне старается понять нас, но также хочет быть уверенным, что люди в Европе понимают его проблемы. Он объяснил их. Получилось очень хорошее, открытое общение. Даже пресса об этой встрече написала очень позитивно, особенно в той части, что касается экономики. Есть, безусловно, и люди, которые имеют другие чувства на этот счет. Но я убежден, что Россия на правильном пути. Конечно, есть некоторые спорные политические вопросы, но каждая страна имеет право делать то, что делает.

– Вы с президентом разговаривали о продаже акций Magna Дерипаске?

– Да. Путин очень позитивно отнесся к этой сделке. Он понимает, что продажа энергоносителей – хороший бизнес для России, но в долгосрочной перспективе, если вы хотите сохранить рынок, средний класс, этого недостаточно. Такая великая страна, как Россия, нуждается в создании новых рабочих мест в промышленности. А я думаю, что здесь у России много возможностей. У вас отличный рынок, привлекательный для инвесторов, да и благосостояние населения быстро растет.

– Для Magna традиционные рынки – это Европа и Северная Америка. В прошлом году, по данным вашего же годового отчета, на продажи за пределами этих двух регионов пришлось всего $269 млн из выручки в $24,2 млрд. Судя по всему, вы меняете сейчас стратегию, раз заинтересовались еще и Россией?

– Мы очень сильны на европейском рынке, и я думаю, за последний десяток лет никто не был здесь так успешен, как Magna [в прошлом году выручка компании от продаж в Европе составила $5,6 млрд]. Но мы сейчас активно развиваемся и в Азии [в прошлом году Magna купила 41% акций корейского производителя штамповки Shin Young Metal, у нее есть производственные активы в Китае, инжиниринговые центры в Индии и Японии].

Россия – это следующий шаг, потому что мы считаем, что российский рынок может принести большой дополнительный доход. Мы уже смотрели на него в 1998–1999 гг., а год назад вернулись к этому вопросу, и у нас осталось очень позитивное чувство от общения с российскими специалистами. Люди поняли, что, чтобы иметь конкурентный продукт, нужны качественные комплектующие. Я был на ГАЗе 10 лет назад. То, что есть сейчас, полностью отличается от того, что было тогда. Изменилась мотивация людей, теперь появилась хорошая производственная система. Нет лишь сильной базы поставщиков. Это открывает для нас хорошую возможность зайти на этот рынок. Мы можем помочь создать эту компонентную базу, и не только для ГАЗа. “Русские машины” мы считаем очень хорошим базисом для расширения нашего бизнеса. Вместе мы сможем предложить российскому рынку полный спектр автокомпонентов, а потом даже начать экспортировать из России – на близлежащие рынки. Это один из основных факторов, почему мы решили идти именно в вашу страну.

– В Индии или Китае тоже быстро растущие рынки. Почему в качестве плацдарма для расширения бизнеса вы выбрали именно Россию?

– Это очень просто. Россия ближе. К тому же у России традиционно хорошие отношения с Австрией. Российская культура нам тоже более понятна, в Азии больше культурных различий. В нашей компании в Европе работает много русскоговорящих – около 1500 человек. К тому же автомобильный рынок в России действительно развивается очень быстрыми темпами и Россия очень богата сырьем, в том числе и алюминием. Дерипаска – крупный акционер UC Rusal. Мы надеемся на серьезное партнерство с ними, надеемся вместе разработать продукты для автомобильного рынка.

– Какие инвестиции на российском рынке Magna планирует сделать? Кроме планов по организации производства пластиковых и штампованных деталей для автомобилей в Санкт-Петербурге, Калуге, Нижнем Новгороде какие еще есть проекты?

– Мы обсуждаем сейчас наши приоритеты. Пока мы подписали соглашение с “Русскими машинами” по созданию СП по пластику. По поводу всего остального готовится бизнес-план. Только тогда мы поймем, сколько надо инвестировать. Magna – огромный ресурс для российской автоиндустрии. Сейчас мы покрываем полную стоимостную цепочку. Можем производить все, от различных автокомпонентов до целой машины, и разрабатывать все, вплоть до автомобилей с гибридными силовыми установками. У нас есть собственный инжиниринг – более 60 центров в мире, в которых работают более 10 000 человек. Magna обладает огромным опытом работы с машинами во всех сегментах, начиная с А. Мы готовы делиться опытом. Именно это и делает нас интересными для российского рынка. У нас очень хорошее имя и репутация в отрасли. Абсолютно уверен, что у нас будет программа обмена специалистами с “Русскими машинами”, и это станет отличной основой для бизнеса здесь в будущем.

– Зачем вам понадобился партнер на российском рынке?

– Чтобы быть успешными в России, нам партнер необходим. Magna всегда думает глобально и в нескольких направлениях, а действует локально. Дерипаска инвестирует в компанию [Magna], которая успешна на глобальном рынке. Но у него есть понимание того, как работает российский рынок, и он может оказать нам огромную помощь здесь. Эта сделка выигрышна для обеих сторон. Для Magna – потому что мы нашли сильного партнера на новом рынке. Дерипаска и “Русские машины” – хороший мультипликатор для нашего бизнеса. Выполняя чей-то контракт, вы просто наращиваете свою прибыль. Но новые времена требуют инжиниринговой кооперации, она и есть этот самый мультипликатор. А для России сделка выгодна, потому что она получит немедленный доступ к нашим технологиям, опыту. В России много талантливых, образованных людей. Мы можем передать им наше ноу-хау, научить, как использовать теорию на практике, вместе разрабатывать продукты, которые нужны этому рынку.

– Сколько специалистов Magna планирует направить в Россию?

– У нас уже есть в России около 20–30 человек, и я вижу возможности обучения еще около 200 в России. К примеру, у группы “ГАЗ” есть инжиниринговый центр. Они хорошо работают – посмотрите на их продукты. Но вы не можете почивать на лаврах, надо постоянно двигаться вперед.

– Ваше желание сотрудничать с “АвтоВАЗом” для многих стало сюрпризом. Magna до сих пор вроде бы не разрабатывала дешевых машин. Как вы собираетесь это делать? Renault, к примеру, создавала Logan на уже имевшейся платформе. Вы же начнете с нуля...

– Дешевая машина – это не значит, что она должна быть некачественной. Она должна быть конкурентным продуктом, а для этого нужны хорошие решения. Я абсолютно убежден, что если ты начинаешь создавать машину с чертежей, с самого начала, то это даже лучше. У этой машины не будет никаких проблем, это будет очень конкурентный продукт. Все, что нужно, – это время и инвестиции, чтобы собрать все лучшие задумки вместе.

– Вы абсолютно уверены, что вам удастся вписать цену новой Lada в $12 000?

– Абсолютно. Ведь все зависит от того, какую стоимость вы вкладываете в машину, когда ее проектируете. Если вы хотите машину в ценовом сегменте до $12 000, но чтобы в ней было все то же, что и в Mercedes С-класса, это не сработает. Но добротную, качественную, хорошо управляемую машину по этой цене создать возможно. Надо еще помнить, что России нужен и экологичный автомобиль, отвечающий всем современным условиям и требованиям. Вы не можете прийти на такой рынок, как российский, и предложить все, что угодно. Вы должны предложить новейшие технологии. Мы это и делаем.

– Volkswagen, Toyota тоже разрабатывают дешевые машины, в том числе и для России. Конкуренции не боитесь?

– Конкуренция – это всегда хорошо. Вы знаете, почему русские были всегда сильны в спорте? Потому что они умели соревноваться. А если конкуренция есть, ты обязан привлечь лучших людей, привнести лучшее решение.

– Magna не хочет стать акционером “Русских машин” или ГАЗа?

– Отношения с Дерипаской не исключают, что мы создадим одно или несколько СП вместе. Мы счастливы, что Дерипаска принял решение стать акционером Magna. Я уважаю то, что он делает, как он думает. И я уважаю, что его сердце с Россией, мне нравится такое его отношение к стране.

– У Magna два директора – вы и Дональд Уолкер. Как вы работаете вместе?

– Мы работаем как партнерство. Я пришел в Magna 14 лет назад. И во время моего первого же разговора с основателем компании Фрэнком Стронаком он сказал мне, что я буду партнером в его бизнесе. В Magna очень здоровая обстановка, нет шефов и боссов, есть люди, которые имеют большую и меньшую сферу ответственности. Мне кажется, что так же думает и Дерипаска. Он тоже понимает, что такое партнерство, корпоративный дух.