Рекорд “Вимм-Билль-Данна”


Кризисным для ВБД стал 2003 год, тогда ВБД впервые зафиксировал сокращение продаж в соковом сегменте на 0,6%. С того момента компания начала терять долю рынка, а через пару лет откатилась с 1-го на 4-е место, уступив “Лебедянскому”, “Мултону” и “Нидану”. В декабре 2004 г. акции ВБД достигли исторического минимума – $11,9. В феврале 2002 г. в момент размещения на NYSE их стоимость составляла $19,5.

Прошлый год акции ВБД начинали на отметке $25 за акцию. Но это был далеко не предел, потенциал компании раскрыл Тони Майер, выходец из Coca-Cola, который в апреле 2006 г. сменил на посту гендиректора одного из акционеров – Сергея Пластинина.

Пресс-секретарь ВБД Антон Сарайкин связывает успехи компании с действиями нового гендиректора.

Майер усилил команду менеджеров: пригласил на должность руководителя направления “детское питание” Гари Собела из Dirol Cadbury, “напитки” – Сильвио Поповича из Coca-Cola и ввел новую позицию – директор по маркетингу и инновациям, на которую позвал также выходца из Coca-Cola Гранта Уинтертона.

Он закрыл неперспективные направления – производство воды “Заповедник Валдай” и продал молочный завод в Новокуйбышевске. При этом ВБД активно действовал в сделках по слияниям и поглощениям: приобрел крупного независимого столичного производителя молока “Очаковский молзавод” и крупное сибирское предприятие “Манрос”.

В ноябре Майер убедил акционеров увеличить ликвидность акций на российских площадках – они продали на российском фондовом рынке 10% уставного капитала. Free float компании вырос до 18,9%.

Майер оптимизировал структуру компании. До его прихода бизнес ВБД был распределен между примерно 90 юридическими лицами. Майер консолидировал молочные активы на базе ОАО “Вимм-Билль-Данн” (ранее – ОАО “Лианозовский молочный завод”). Аналогичным образом он намерен поступить с соковым направлением. Такая реформа уже позволила снизить эффективную ставку налога на прибыль. В результате в I квартале 2007 г. средняя ставка налогообложения по компании снизилась до 28,7% (в I квартале 2006 г. была 34,8%).

После прихода Майера компания уже в четвертый раз в квартальных отчетах фиксирует высокие темпы роста. По итогам I квартала 2007 г. выручка ВБД выросла на 40,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до $542,8 млн, чистая прибыль – на 84,8% до $32,1 млн. Быстрее всего росли продажи молочного направления – на 43,9% до $414,2 млн, детского питания – на 36,8% до $35,7 млн. Уже традиционно медленнее всего развивалось соковое направление – на 26,4% до $92,9 млн.

Успехи ВБД заставили инвестбанки пересмотреть годовые прогнозы развития компании: например, МДМ-банк предложил клиентам покупать бумаги ВБД. Однако покупать вчера акции компании было накладно – они достигали исторических максимумов: на NYSE – $93,45 (к 21.40 МСК – $87,86), в РТС – $70. Капитализация компании превышала $4,1 млрд в США, в России достигла $3,08 млрд.

“Еще одни такие же отличные результаты – и компания пробьет потолок в $100 за акцию”, – говорит аналитик ИК “Финам” Сергей Фильченков. Впрочем, он считает фундаментально обоснованной цену за акцию ВБД на уровне $80.

“Показатели целиком и полностью заслуга нового менеджмента и непосредственно Тони Майера, которые сделали упор на сокращение издержек”, – рассуждает аналитик “Центринвест груп” Андрей Рожков. Он отмечает, что в течение года вполне реализуемо достичь показателей $100 за акцию, в том числе за счет покупок недооцененных активов в России.

Председатель совета директоров ВБД Давид Якобашвили согласен с аналитиками – он говорит, что $100 за акцию – легкореализуемая цель, повлиять на ее осуществление может лишь внешняя конъюнктура.