Семь плюс один


Сегодня в германском Хайлингедаме открывается встреча на высшем уровне наиболее промышленно развитых стран. Для Владимира Путина это последняя такая встреча, он старожил саммитов, впервые принял участие в подобном мероприятии еще в 2000 г. Из тех лидеров, кто приедет в Хайлингедам, лишь британский премьер Тони Блэр, покидающий пост в конце июня, дольше участвует в саммитах “восьмерки”. Мировые СМИ ожидают новых идей от новичков – президента Франции Николя Саркози и премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Особенно перспективным комментаторам кажется Саркози: он лишь 16 мая вступил в должность, и в подготовке повестки дня саммита участвовал не его представитель, а представитель Жака Ширака. Ожидают СМИ и откровенных заявлений от уходящих лидеров.

Но возможность нацеливания на Европу российских ракет, о которой Владимир Путин заявил в преддверии саммита, и нарочитая жесткость других заявлений российского президента создали негативный фон для предстоящей встречи, считает французский политолог Арно Дюбьен.

Путина не ждет теплый прием со стороны нового французского президента, равно как и других лидеров, продолжает Дюбьен: не только по вопросам противоракетной обороны, но и статуса автономного края Сербии – Косова Путин рискует остаться один.

Холодная война закончена, а американская противоракетная оборона России не угрожает, ответил Путину вчера Джордж Буш из Праги. “В России реформы, расширяющие права граждан, пущены под откос, демократическое развитие затруднено”, – объявил Буш и пообещал обсудить этот и другие спорные вопросы на двусторонней встрече с Путиным в рамках саммита в Хайлингедаме.

Рост активности в мировой экономике, защита инвестиций, Африка, глобальное потепление и проблема вредных выбросов в атмосферу – основные темы саммита, которые обозначила принимающая страна – Германия. По словам помощника Путина Игоря Шувалова, тему активности в мировой экономике Германия подняла еще на первой встрече лидеров развитых стран – тогда это была “группа пяти”. По традиции этого элитного клуба Берлин возвращается к вопросу, с которого начинал работу, и намерен обсудить, насколько германские предложения были реализованы.

Россия к саммиту приготовила предложения, сообщил Шувалов: например, включить в итоговый документ главу по стабилизации финансовых рынков.

Ни одной “русской” темы в Хайлингедаме обсуждаться не будет, уверяет германский политолог Александр Рар: в вопросе климатических изменений у России в отличие от конфликтующих США и ЕС нет оригинальной позиции, Африки тоже нет среди приоритетов российской политики, а при обсуждении защиты инвестиций Россия скорее попадает в одну группу со специальными гостями саммита – Китаем, Индией, Бразилией и ЮАР.

Владимир Путин рискует принять участие не в саммите “восьмерки”, а во встрече, проходящей скорее в формате “7 + 1”, считает Рар.

Отношения России с “новыми” странами ЕС не слишком интересны участникам саммита, уверен завкафедрой мировой экономики Высшей школы экономики Владимир Гутник, а американскую ПРО партнеры России предпочли бы обсудить на уровне рабочих групп, но не руководителей государств, так что если Россия не будет работать в рамках заявленных тем и будет выпячивать эти вопросы, то ее позиция станет маргинальной.

Внутриполитическая составляющая внешнеполитической линии России очевидна: пока идет операция “преемник”, приходится выставлять в негативном свете западные стандарты демократии, вздыхает первый заместитель гендиректора Центра политтехнологий Борис Макаренко, но властям стоит задуматься, как преемник будет улаживать испорченные отношения.