СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: О трех потенциалах


Что может консультант по управлению предложить предпринимателям, менеджменту, чего они не знают и не умеют без него? Для ответа на этот вопрос я попытаюсь кратко воспроизвести разговор консультанта и руководителя.

Руководитель: Что меня беспокоит? Разорванность разных частей бизнеса. Знаете, исчезли командный дух, единство. Я вижу, как целостность бизнеса нарушается: цеха постоянно жалуются на снабженцев, а торговый дом – на производственников.

Консультант: Что ж, эти трудности обычны в растущем бизнесе. Вас тревожит потеря управляемости?

Р.: Вот именно. Мы никогда всерьез не занимались бизнес-процессами. Люди свое дело вроде бы знают. Но иногда я вижу, что линейные руководители выстраивают работу подчиненных как бы под себя, по своему разумению.

К.: Да, это не дело. На рутинных операциях бизнес-процессы должны быть рационализованы по максимуму.

Р.: Плюс к этому имеется беспорядок в распределении обязанностей и ответственности. Особенно это касается среднего руководящего персонала. Иной раз просто не знаешь, с кого спросить.

К.: Все, что вы называете, выстраивается в одну линию. Все это об одном и том же. Вы стремитесь создать в организации устойчивый порядок, стабильность, целостность, хорошее командное взаимодействие и высокую управляемость. Их общее название – синкретики. Они стягивают организацию в упорядоченное целое. Такая синкретичность необходима любой организации. И вам же приходится разбираться с нарушителями синкретики. Некоторых вы уже назвали: неуправляемость, рассогласованность, конфликты. Существуют и многие другие. Это энтропики – разрушители порядка, дезорганизаторы всех видов.

Р.: Энтропики, говорите? Думаю, главные энтропики – мои поставщики. То поставки срывают, то ассортимент путают. Да еще главный энергетик у меня – ходячий энтропик. Большинство простоев, поломок оборудования – его вина.

К.: Вот-вот, трудно создать качественную синкретику, если не разобраться с причинами ее разрушения. А еще многое зависит от того, какого типа организацию вы хотите создать. Если не секрет, какие у вас цели на ближайшие годы?

Р.: Не секрет: процентов 20 роста оборота в год. При том что емкость рынка растет на 10–15%.

К.: А за счет чего будете расти?

Р.: Расширим станочный парк, склады сырья, комплектующих, готовой продукции, производительность повысим. Теперь вот эту самую синкретику укрепим.

К.: А ваши конкуренты?

Р.: Точно не знаю, но скорее всего они действуют так же.

К.: Так вот, у вас есть возможность вырваться вперед, существенно обойти конкурентов. Для этого надо создать сильные конкурентные преимущества на рынке клиентуры и рынке труда. Вам надо наладить регулярное сравнение с конкурентами, выявить их сильные и слабые стороны и разработать функции ваших замов, руководителей подразделений так, чтобы каждый из них создавал какое-то превосходство над конкурентами. Вам это интересно?

Р.: Очень. Но получается, что одних синкретиков мало? Придется разрабатывать что-то еще?

К.: Да, речь идет о синергиках. Именно о синергиках. Это те ценности, цели, мотивы, сотрудники, технологии, которые будут создавать в компании инициативность, инновационность, своевременные нововведения. Тогда ваше предприятие станет синергичным.

Р.: Но ведь синергики станут нарушать нашу синкретику. Не превратятся ли сами синергики в энтропиков?

К.: Любой порядок когда-то устаревает, согласны? Так вот, синергичная организация начинается с анализа энтропиков (сбоев, трудностей, нехваток, конфликтов, потерь, угроз и т. д.), затем для их погашения и упреждения формируется система правил и процессов, которые обеспечат управляемость, целостность компании, согласованность действий, механизмы разрешения проблем, т. е. синкретику. Если бы еще можно было создать такую синкретику, которая не загнивает, не бюрократизируется и сама не превращается в энтропику! Устаревшие критерии, функции, стимулы запутывают управление – верно? Потому-то и нужны синергики, которые не только зададут синкретике гибкость, но и введут ориентацию на нововведения на всех уровнях. А высшим результатом изменений должно стать создание конкурентных преимуществ на рынке клиентов и рынке труда. Не так ли?