Белорусское пиво поделят


В начале 2007 г. правительство Белоруссии взялось за приватизацию крупнейших предприятий страны, целью которой декларировались стабилизация внутреннего валютного рынка и достижение положительного сальдо внешней торговли страны по итогам года. В числе предприятий, попавших в план приватизации, оказались предприятия пивоваренной отрасли.

Несколько недель назад об интересе к белорусскому рынку рассказал сотрудник российского офиса Heineken: компания планировала купить сразу три пивзавода. Однако оказалось, что похожие планы вынашивают все пять лидеров российского рынка, а также Detroit Investment (ранее владевший ПИТ, а теперь совладелец завода “Сябар” в Белоруссии). Недавно в интервью информагентству “Интерфакс” исполнительный директор Приорбанка (управляет госпакетами акций “Криницы” и “Брестского пива”) Юрий Слепич указывал, что предложения по вхождению в капитал “Криницы” сделали BBH, Heineken, SABMiller, а также Detroit. Heineken также готов инвестировать в “Брестское пиво” и “Лидское пиво”, а французский производитель солода Groupe Soufflet – в “Белсолод”, добавил он.

Вчера менеджер Белгоспищепрома уточнил, что бизнес завода изучали Sun Inbev и Efes. “Ажиотаж был такой, что в конце февраля в “Криницу” приехали сотрудники Heineken и SABMiller одновременно”, – говорит собеседник “Ведомостей”. Гендиректор “Криницы” Григорий Петкевич подтвердил “Ведомостям”, что его компания вела переговоры с BBH, Heineken и SABMiller. Другие компании он не назвал и от дальнейших комментариев отказался.

Сотрудник Detroit подтвердил “Ведомостям” информацию, что компания сделала предложение о покупке “Криницы”. “Однако пока никаких ответов не последовало”, – говорит он. По его словам, исходя из мультипликаторов компания может стоить $150–220 млн.

Остальные опрошенные пивовары не подтвердили факта переговоров с белорусскими компаниями, однако говорили об интересе к соседнему рынку. “В прошлом году темпы роста белорусского рынка вдвое превысили показатели в России: 22% против 9,8%. Потребление пива на душу населения там почти вдвое уступает российским показателям, у нас этот показатель составляет 65 л”, – говорит пресс-секретарь “Efes Россия” Андрей Малафеев. Об интересе к белорусскому рынку заявили также пресс-секретарь Sun Inbev Алексей Шавензов и PR-директор Heineken Анна Мелешина. Коммерческий директор SABMiller Игорь Тихонов от комментариев отказался, представитель Scottish & Newcastle (акционер BBH) Роберт Бэллантайн не стал обсуждать проект в Белоруссии, посоветовав обратиться в “Балтику”. Руководитель пресс-службы “Балтики” Алексей Кедрин сообщил, что “в компании этим проектом никто не занимается”.

Международным компаниям предложили входить в состав акционеров по следующей схеме: они инвестируют в модернизацию завода, взамен инвестор получает часть допэмиссии, соответствующую вложенным средствам. “Западные компании готовы идти по такому пути, а в “Кринице” даже готовы отказаться от контрольного пакета”, – говорит собеседник в Белгоспищепроме.

Для ориентира западным компаниям “Криница”, “Белсолод” и “Оливария” разработали инвестпрограммы, которые появились на сайте Белгоспищепрома еще в конце 2006 г. Согласно бизнес-плану на модернизацию “Криницы” требовалось 22,8 млн евро, “Белсолода” – $4,5 млн, “Оливарии” – 13,7 млн евро. Источник “Ведомостей” в Белгоспищепроме утверждает, что сделки состоятся в этому году, точную дату назначит президент [Александр Лукашенко].