Машиностроительный бум


В начале 2007 г. российская экономика не просто росла быстро – она росла иначе, чем прежде. К этому выводу пришел ВБ в очередном “Докладе об экономике России”. Гораздо быстрее, чем в последние годы, за январь – апрель выросла по сравнению с началом 2006 г. промышленность в целом (7,5%), ее обрабатывающий сектор (12,5%) и инвестиции (19,9%).

Это “инвестиционный бум”, констатирует ВБ. В последние годы инвестиции росли заметно медленнее – на 10–12,5% в год. Росту инвестиций особенно способствовало государство. Быстро наращивает капвложения федеральный бюджет, пытаются не отставать и госкомпании, в первую очередь РАО ЕЭС. Энергетикам пришлось резко увеличивать затраты на строительство энергомощностей после серии блэкаутов 2005–2006 гг.

Скачок инвестиций привел не только к заметному оживлению динамики строительства и промышленности стройматериалов, выросло производство машин и оборудования, отмечает главный экономист ВБ по России Джон Литвак.

За январь – апрель выпуск башенных кранов вырос на 72,4%. Грузовых автомобилей выпущено больше на 25,3%, а тракторных прицепов – на 75%. Бурно растут даже производства, год назад переживавшие спад. Выпуск гидравлических турбин увеличился на 170% (тогда упал на 74,2%), специализированной нефтеаппаратуры – на 26,4% (-9,5%), тракторов – на 38,1% (-18,9%), а сталеплавильного оборудования – на 30,4% (-10,2%).

РАО в 2006 г. приступило к масштабной пятилетней программе строительства энергомощностей – до 2011 г. будет введено 40 000 МВт, говорит представитель РАО Татьяна Миляева. До этого инвестиции РАО финансировались за счет тарифа, а теперь появились “рыночные источники”, добавляет она.

Правда, гендиректор компании “ЭМАльянс” (энергомашиностроение) Олег Голиков говорит, что резкого роста заказов не заметил. Наоборот, отечественные заказчики все больше смотрят в сторону иностранных поставщиков, которые ради выхода на российский рынок готовы предложить льготные условия, продолжает Голиков. РАО ЕЭС закупает гидравлические турбины, а “ЭМАльянс” производит в основном котельное оборудование, объясняет аналитик ИК “Капитал” Михаил Пак. Наибольший спрос энергетиков на оборудование ожидается на рубеже 2007–2008 гг., считает он.

А вот у концерна “Тракторные заводы”, говорит его президент Михаил Болотин, выпуск сельхозтехники ежегодно растет на 25–30%. На трактора был отложенный спрос, теперь он реализуется, а в дальнейшем может быть спад, но небольшой, считает он. Дорожные бульдозеры будут и дальше пользоваться высоким спросом из-за масштабных проектов в сфере строительства дорог. При такой скорости роста концерну начнет не хватать мощностей в 2010 г., говорит Болотин.

Сильный рост спроса заметил и начальник отдела маркетинга Ржевского краностроительного завода Вадим Родивилов: “Такого не было несколько лет”. Мощностей завода уже не хватает и он сейчас принимает заказы на 2008 г., говорит Родивилов. Потребности внутреннего рынка в кранах растут быстрее, чем выпуск краностроителей, поэтому растет импорт кранов.

Увеличение спроса на грузовую технику вызвано ростом объемов строительства и активизацией логистических компаний, полагает директор по стратегическому развитию группы “ГАЗ” Вадим Шнейдер. Дальше в количественном выражении скорость роста продаж замедлится, а в денежном вырастет – более востребованными окажутся габаритные и дорогие грузовики, полагает Шнейдер.

Рост спроса на машиностроительную продукцию Владимир Сальников из ЦМАКП считает тенденцией ближайших 3–4 лет. Тяжелое, транспортное машиностроение, производство оборудования для энергетики традиционно находятся под опекой государства, и конкуренция с импортом здесь невелика.

Литвак, однако, опасается, что машиностроителям будет нелегко и дальше расти таким темпом. Укрепляющийся рубль ухудшает условия конкуренции для машиностроителей, а инвестиции в обрабатывающую промышленность невелики – лишь 17,9% от общего объема инвестиций.