Поставщикам прописали антиген


Формально маркировка “Не содержит ГМО!” добровольная, но на деле отказ от ГМО может оказаться принудительной мерой. 19 апреля департамент потребрынка и услуг Москвы разослал руководителям розничных сетей письмо (копия есть у “Ведомостей”), в котором предупредил, что с III квартала начнутся проверки продуктов питания в сетях на наличие ГМО. “В случае выявления нарушений по информированию потребителей поставщики и ваше предприятие будут внесены в реестр недобросовестных продавцов, производителей и поставщиков, широкая информация о которых будет размещена в СМИ”, – предупреждают чиновники. По словам руководителя департамента Владимира Малышкова, в Москве уже создано 16 лабораторий по проверке продуктов на ГМО. “Мы будем регулярно проверять всех – и тех, кто наносит маркировку, и тех, кто ее не использует. Мы не запрещаем продавать продукты с ГМО, но потребитель должен быть информирован о тех производителях, у кого норма ГМО превышена”, – говорит Малышков.

На ритейлеров угроза попасть в черный список подействовала: “Седьмой континент”, “Копейка” и “Утконос” разослали поставщикам письма, где “настоятельно рекомендуют” уже с 15 июня обеспечить наличие на продуктах питания маркировки со знаком “Не содержит ГМО!” (копии писем есть у “Ведомостей”).

“Мы пока не даем ответа, поскольку не знаем, каким будет механизм проверок”, – говорит руководитель направления развития продукта компании “Дымов” Жанна Горовая. Ее компания обещает начать маркировку, “как только получит четкие предписания”, но по своей инициативе наклеивать ярлык не собирается. “Письма все же не ультиматум”, – надеется она. “В этом есть элемент абсурда – указывать, что в наших продуктах чего-то нет. С тем же успехом можно наклеить маркировку, что в наших продуктах нет полония или ядерных отходов”, – говорит представитель Kraft Foods Анастасия Заславская.

Если начнутся “репрессивные меры”, из сетей будут вынуждены уйти большинство поставщиков. К тому же переупаковка всей продуктовой линейки – это “серьезные затраты”, продолжает Заславская. Эксперты ассоциации “Русбренд” уже подсчитали, что для производителей чая, кофе и хлеба переупаковка с новой маркировкой может повысить себестоимость на 5–10%, говорит исполнительный директор ассоциации Алексей Поповичев.

“Санкции за несоблюдение этих условий пока не определены, но мы пытаемся убедить поставщиков, что к рекомендациям правительства лучше прислушаться”, – говорит директор по связям с общественностью “Копейки” Анастасия Щукина. Поповичев сказал, что его ассоциация уже отправила ритейлерам встречное предложение с просьбой отозвать свои требования. Но ответа не получила.