Европа сдала SPI


Ранее в интервью “Ведомостям” президент SPI Андрей Скурихин называл рассмотрение дела в Европейском суде по правам человека “самым важным иском”. SPI настаивала на том, что, передав марки ФКП, российские власти нарушили статьи Конвенции о защите прав человека в области защиты собственности, справедливого судебного разбирательства, дискриминации и права на эффективное средство правовой защиты. “Положительное решение Страсбургского суда автоматически влечет отмену постановления ВАС, и вся система ФКП начнет рушиться по принципу домино. Это позволит нам вернуть марки в России”, – утверждал он. В SPI подсчитали, что их убытки от деятельности государства составили $150 млн.

Однако вернуть марки в ближайшее время SPI не получится. Страсбургский суд признал позицию компании несостоятельной, гласит опубликованное вчера на сайте суда решение. Согласно ему “Плодовая компания” не смогла доказать в российских судах правопреемственность в отношении ВВО “Союзплодоимпорт”. То есть у SPI изначально не было имущества, которое компания пытается вернуть себе. При этом вопросы владения индивидуальными активами, такими как торговые марки, не являются предметом рассмотрения этого дела.

Решение Страсбургского суда стало неожиданностью для SPI. “Мы удивлены! Однако на нашем бизнесе оно никак не отразится, ведь мы и так не работаем с советскими водочными марками в России”, – говорит Скурихин.

ФКП, напротив, выводы Европейского суда назвало логичными. “ФКП крайне удовлетворено справедливым решением. Оно ускорит рассмотрение дел в отношении группы SPI в других международных судах”, – приводятся в пресс-релизе ФКП слова гендиректора “Союзплодоимпорта” Владимира Логинова.

Юристы разошлись в оценках того, сможет ли ФКП использовать решение Страсбургского суда при спорах в других странах. Старший юрист международной практики “Вегас-Лекса” Юрий Бортников отмечает, что это решение не будет влиять в том случае, если тяжбы в других странах касаются владения товарными знаками. Партнер юридической фирмы “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Максим Кульков указывает, что Страсбургский суд – уважаемая инстанция. “Если дела носят аналогичный характер, то к его выводам прислушиваются в цивилизованных странах”, – говорит он.

Скурихин отметил, что SPI по-прежнему не теряет надежды стать владельцем марок в России. “Если будет проведен конкурс на управление марками, мы обязательно примем в нем участие. При этом не исключаем возможности договориться о сотрудничестве с правительством напрямую”, – считает Скурихин. Он уверен, что решение суда не отразится на переговорах о продаже марки Stolichnaya французской Pernod Ricard. В Pernod Ricard отказались комментировать ситуацию.