Государство как партнер


АМР совместно с Программой развития ООН опросила 176 компаний о рисках и преимуществах работы с государством в рамках ЧГП. Больше всего нареканий вызывает высокий уровень коррупции и избыточная бюрократия (на это указали 38,1% опрошенных), рассказывает первый замдиректора АМР Александр Дынин. На втором месте среди трудностей (31,8%) – отсутствие ответственности госструктур за результат и сроки согласований. Бизнес-риски совместных с государством проектов волнуют только четверть опрошенных. Совсем незначительны риски, связанные с протестами населения, общественных и международных организаций (3,4%). Основным преимуществом ЧГП 43,2% видят возможность привлечения бюджетных средств, а 40,9% – доступ к ранее закрытым секторам экономики.

Риски есть, но часть из того, что для предпринимателей риски, для государства – реализация его законных интересов, которые должен принимать частный партнер, говорит начальник отдела Минэкономразвития Юрий Аммосов. Например, создаваемые на средства венчурной компании фонды должны вкладывать не менее 80% средств в “стартапы”, хотя инвесторам “интереснее” более поздняя стадия развития бизнеса.

Для Евразийского водного партнерства ключевой риск – антимонопольное и тарифное регулирование, от которых ЧГП не защищает, говорит зампредседателя партнерства Александр Баженов. Компания участвует в ЧГП по развитию водоснабжения Ростова и юго-запада Ростовской области (инвестфонд вкладывает 4,3 млрд руб., область – 1 млрд руб., компания – 16 млрд руб.). А споры по некоторым вопросам могут тянуться до года, добавляет он. С 2006 г. партнерство не заключало новых контрактов в сфере ЖКХ из-за возросших административных барьеров, а в предыдущие три года было заключено 120 крупных контрактов, охватывающих услугами до 20 млн человек, констатирует Баженов.

Бюрократические риски есть, но участие государства снижает риск неэффективности проекта, считает замгендиректора “Татнефти” Азат Ягафаров. Инвестиции в мощности по нефтепереработке в Нижнекамске – 130 млрд руб., но без государственных 16,5 млрд руб. на нефтепровод и железную дорогу окупаемость проекта значительно затянулась бы, говорит он.

Директор Института региональной политики (разрабатывает проекты в Приангарье, Южной Якутии и Забайкалье) Булат Столяров считает риски иначе. Главный из них – юридическая необеспеченность механизма ЧГП, затем коррупция, отсутствие независимых судов, политическое влияние на решения, низкий уровень доверия в обществе, низкий уровень проектирования. Только техническое задание по проекту ЧГП составляет 20 страниц мелким шрифтом, подтверждает управляющий партнер “Вегас-Лекс” Альберт Еганян. Итогом этих рисков будут споры между партнерами, предполагает Столяров, а независимость судов под вопросом.