Холодный саммит


Первый день работы саммита G8 начался с известия о том, что британский премьер Тони Блэр обвинил Россию в уклонении от демократического курса и предложил бизнесу хорошо подумать, прежде чем вкладывать в Россию (см. статью на стр. А1). Затем разгорелся скандал вокруг помощи африканским странам, в котором Россия столкнулась с США. Американцы неожиданно предложили выделить на борьбу с инфекционными заболеваниями $60 млрд. По словам Буша, США готовы выделить половину этих средств, а остальную часть американский лидер посоветовал обеспечить другим странам “восьмерки”. “С точки зрения человеческих отношений, я за то, чтобы мы изыскали возможности и участвовали в подобной инициативе, – заявил российский замминистра финансов Сергей Сторчак. – Но с точки зрения ресурсов в федеральном бюджете – этих ресурсов сегодня нет”. По его словам, Россия и так достаточно хорошо помогает Африке: за последние три года ее денежный вклад составил $30 млн. Российский шерпа, помощник президента Игорь Шувалов выразился еще категоричнее: “Документ (о помощи африканским странам) не содержит новых финансовых обязательств, потому что ранее принятые уже настолько велики и объемны, что важно их просто выполнять”. Ранее предлагалось, в частности, чтобы государства Европейского союза выделяли по 0,7% ВВП на помощь беднейшим странам.

Даже встреча с юношеской “восьмеркой” не смягчила обстановку саммита. Владимир Путин общался преимущественно не с коллегами, а со школьником из России. Выступил он в отличие от Буша и Блэра лишь однажды, а развеселить российского лидера удалось только итальянскому премьеру Романо Проди, который, бурно жестикулируя, что-то рассказывал Путину после встречи с молодежью. На встрече лидеров с представителями юношеской “восьмерки” президент России решил похвалить отечественных бизнесменов. Он рассказал, что собирался поднять тему социальной ответственности несколько раньше, но времени не хватило. По словам Путина, объем инвестиций российских компаний за рубежом составляет порядка $140 млрд. “Наши компании все больше и больше работают за границей, в том числе и в Африке”, – добавил президент, вспомнив о спорной теме. Он напомнил о трагедии в Нигерии, где были похищены несколько сотрудников компании, подконтрольной Олегу Дерипаске. Это все говорит о том, что компании должны вести себя социально ответственно в тех странах, где они работают, заметил Путин. При этом он отметил, что российские компании в последнее время существенно продвинулись в вопросе социальной ответственности и регулярно выходят в правительство с предложениями по этой тематике.

Вчера Путин также провел двусторонние встречи с Бушем, премьером Канады Стивеном Харпером, новым президентом Франции Николя Саркози и премьером Японии Синдзо Абэ. По итогам переговоров выяснилось, что двусторонние отношения Путина с лидерами западных стран гораздо лучше, чем отношения с Западом в целом. Заявления Путина после встречи с Бушем стали сенсацией. Довольны друг другом остались после встречи Путин и Саркози. Новый французский президент, который считается сторонником американского подхода в международной политике, заявил, что “мир нуждается в России”. “Полноценного европейского сотрудничества без России я себе просто не представляю”, – резюмировал Саркози.