Книжки вприсядку


Какое все это имеет отношение к книгам? Некоторое все же имеет – фестиваль посетят не только братья Пресняковы, Артемий Троицкий и Марк Захаров, но и писатели. Заезжие – автор сатирического бестселлера “Здесь не курят” Кристофер Бакли, французская знаменитость Марк Леви, известный детский автор из Швеции Ульф Старк, а также наши – герой скандалов, плавно переместившийся в мейнстрим, Владимир Сорокин, Дмитрий Быков, который расскажет о своей новой книге в серии “ЖЗЛ”, посвященной Булату Окуджаве, переводчик Наталья Трауберг, детективщица Татьяна Устинова – словом, персонажи из самых разных страт книжного процесса.

Ученые прочитают публичные лекции. Доктор биологических наук Александр Марков – о теории эволюции, доктор филологических наук Виктор Живов – о грехе в России с древности до наших дней.

Ожидается много музыки, в ЦДХ споет кабаре-панк трио The Tiger Lillies, бельгийский шансонье Арно, Дельфин, а также Евгений Гришковец с группой “Бигуди”. Музей кино покажет редкие фильмы – немые с тапером (“Октябрю” Эйзенштейна будет аккомпанировать культовый петербургский композитор Олег Каравайчук), документальные – о писателях и поэтах, анимационные – например, очередные серии “Колыбельных мира”. Много занятного припасено и для детей.

Так что ничего удивительного, если под конец фестиваля гости окончательно забудут про книжки: программа довольно удачно маскирует книжное начало. Это не плохо, это не хорошо – это так. Просто с сегодняшнего дня в Москве развернется не столько книжный, сколько летний, действительно открытый всем ветрам и направлениям музыкальный, киношный, культурный праздник. Enjoy!

Один из самых знаменитых гостей фестиваля – Терри Пратчетт, прославленный сочинитель юмористических фэнтези о Плоском мире. Общий тираж его книг – более 40 млн. Писатель представил в Москве свою новую книгу “Пятый элефант” (М.: Эксмо, 2007) и побеседовал с обозревателем “Ведомостей”.

– Невидимый университет, в котором учат на волшебников, был придуман вами задолго до Хогвартса миссис Роулинг – вам не обидно?

– Существует сотни книг о машине времени, о перемещении во времени. Значит ли это, что авторы украли друг у друга сюжет? Детектив, триллер состоят из очень похожих компонентов. И что же? Многие персонажи моих книг – орки ли, эльфы – есть и у Толкиена, но все они существовали задолго до его рождения. Сказочные истории – это бурлящий котел, и каждый может вынуть оттуда что хочет. Некоторые авторы вынимают одно и то же, и никому из них нельзя приписать авторство. Итак, правдивый ответ будет таким: нет, мне ничуть не обидно. И не завидно. Зачем завидовать тому, кто выиграл в рулетку, когда я выиграл на покерном столе?

– Литературный успех – это игра в рулетку?

– Безусловно. Слишком многое зависит от игры случая. Мне очень повезло в свое время – меня напечатали и заметили. Я стал жить на литературные заработки. И получать столько, сколько никогда не сумею потратить. Я сознаю, что этого могло и не случиться. Хотя чем больше я работал, тем больше мне везло, и все же... Не встреться Джоан Роулинг ее издатель, мы до сих пор могли бы не знать, кто такой Гарри Поттер. Ясно ли я выражаюсь? Понятно ли, что ничего дурного я о Роулинг не сказал?

– Конечно! Почему вы спрашиваете?

– Потому что некоторые ее фанаты – такие... охломоны! Говорят обо мне невесть что.

– Ваши книги полны иронии. Вам так легче писать о волшебном мире?

– Я и не считаю, что иронизирую. Цель моих книг о Плоском мире – не поиронизировать, а рассказать истории. И все же согласен, что если не иронии, то юмора у меня много. Там, где серьезность стучит в запертые ворота, юмор пролезает под дверь. Юмор воздействует на сознание легко, тонко, быстро – не то что лекция или занудная поучительная книга.

– Вы написали о Плоском мире уже несколько десятков книг. Вы не чувствуете себя пленником этого мира? Не хотите сбежать, улететь?

– Сейчас я как раз этим занимаюсь – сочиняю историю для детей, в которой о Плоском мире ни слова. Да я и раньше не раз его покидал.

– Истории о несуществующем, волшебном мире читают миллионы читателей. Не означает ли это, что людей согревает философия эскапизма, что, погружаясь в иные миры, они отдыхают от реальности?

– Так устроено любое искусство. Кино, живопись, литература. Как вы считаете, Джейн Остин тоже пишет эскапистские романы?

– Нет, скорее, реалистические.

– Что же там реалистического? Ее романы никак нельзя назвать отражением британского общества того времени. Положим, описывая времена, когда Англия воевала с Францией, Остин не говорит об этой войне ни слова. И пишет в основном о проблемах семейных, о замужестве, о любви. А Шерлок Холмс и Пуаро? Они ведь тоже никогда не существовали. И убийства с такими аккуратно разложенными по роману уликами случаются крайне редко! Словом, мои романы не более эскапистские, чем книги Агаты Кристи, Конан Дойля или Остин. Так что возражать всерьез против эскапизма могут только кто? Правильно, тюремщики!