ПРАВИЛА ИГРЫ: Сеять разное


В Ирландии, после того как английские поселенцы вытеснили местных крестьян с пастбищных земель, сельскохозяйственной культурой, позволившей наилучшим образом выйти из положения, оказался картофель. Выращиванием картофеля занялись все. Но когда в 40-х гг. XIX в. картофель поразила тля, страна сразу потеряла всю пищевую отрасль, что привело к массовому голоду и эмиграции.

Стране было бы лучше, если бы сельское хозяйство было более диверсифицированным. Но каждому отдельному фермеру было удобнее и дешевле выращивать картошку. Так же и с газом. Каждому отдельному поставщику энергоресурсов в Европу Россия представляется наиболее дешевым источником газа, но Европе в целом нужна большая диверсификация источников. В этом случае экономика была бы лучше подготовлена к шокам – природным или политическим. Да и сама возможность шока была бы меньше, поскольку монокультурное хозяйство всегда несет большие риски, а зависимость от одного поставщика делает систему уязвимой для шантажа.

Безопасность – один из видов общественного блага, которое лучше всего достигается коллективными действиями. Лучше всем вместе содержать одну полицейскую силу и одну армию. Точно так же и экономическую безопасность легче обеспечить, накапливая общие резервы и заботясь о диверсификации поставок.

Попытки создать конкурирующие системы безопасности снижают уровень безопасности. Страны, где действует больше одной полицейской службы (Сомали), становятся более опасными, а не менее.

Рыночная экономика способствует диверсификации, если будущее неопределенно, а среди потребителей существует плюрализм мнений. Это сильная сторона рынка. Но рыночная экономика не способствует диверсификации, когда будущее неопределенно, а мнения у большинства схожи. Это слабая сторона рынка.

Защитники Microsoft из газеты Wall Street Journal в одной из редакционных статей написали: “В ответ на все обвинения компания должна отвечать, что она является монополией, потому что ее клиенты хотят, чтобы она была монополией”. Большинству пользователей удобно покупать продукцию Microsoft, но при этом многим не нравится, что на рынке царит один поставщик. Когда покупатель выбирает между РС и Macintosh, он не выбирает между Биллом Гейтсом или Стивом Джобсом кандидата на должность “комиссара по программному обеспечению”. Конечно, Гейтс был бы лучшим комиссаром по ПО, чем какой-нибудь коммунистический функционер, но еще лучше, если никакого комиссара не будет совсем.

Энергетическая политика демонстрирует обе части этого парадокса. Рыночная экономика зависит от плюрализма, но плюрализм можно поддерживать только политическим действием. А политическое действие часто используется для укрепления централизации.

Желание иметь комиссара по энергетике велико даже среди людей, хорошо знающих, насколько неудачным было экономическое развитие под управлением комиссаров. Аргумент в пользу энергетической политики в том, что некоторая доля центрального планирования может сделать поставки более надежными. Аргумент против энергетической политики в том, что тот, кто ошибочно полагает, что знает будущее, оказавшись комиссаром, навяжет свое видение другим. Саммит “восьмерки” проиллюстрирует нам оба аргумента, и в зависимости от его результатов я продолжу эту тему в следующей колонке. (FT, 5.06.2007)