У российской нефти появится конкурент


За последние 10 лет промышленные запасы нефти в Азербайджане увеличились вдвое – с 660 млн т в 1995 г. до 1,35 млрд т, а газа – с 320 млрд куб. м в 1995 г. до 1,33 трлн куб. м, заявил вчера первый вице-президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Хошбахт Юсифзаде на 14-й ежегодной конференции Caspian Oil & Gas. По его словам, прирост нефтяных запасов произошел главным образом за счет обнаружения новых объемов нефти в коллекторах блока месторождений Азери – Чираг – Гюнешли. Их запасы выросли с 511 млн т в 1995 г. до 924 млн т сейчас.

Юсифзаде подчеркнул, что запасов нефти в Азербайджане достаточно для обеспечения стабильной загрузки нефтепровода БТД без казахстанской и туркменской нефти.

С момента открытия в июле прошлого года по БТД прокачали 17,7 млн т, в то время как пропускная способность составляет 50 млн т. Рост азербайджанских запасов повышает вероятность полной загрузки БТД на несколько лет после 2010 г., когда добыча нефти в стране достигнет 65 млн т (сейчас – 35 млн т), говорит аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. Но в дальнейшем азербайджанская добыча может снова начать снижаться, поэтому планы транзита казахстанской нефти через азербайджанскую территорию сохраняют актуальность, хотя большая часть нефти из Казахстана будет идти по-прежнему через территорию России, считает он.

Увеличение запасов нефти в Азербайджане позволит наполнить и трубопровод Одесса – Броды – Плоцк – Гданьск, если, конечно, его дотянут до Польши, добавляет Нестеров. Это, по его мнению, создаст дополнительную конкуренцию российской нефти в Европе. Сейчас трубопровод Одесса – Броды пропускной способностью 14,5 млн т в год работает в реверсивном режиме: по нему российская нефть из нефтепровода “Дружба” транспортируется в порт Южный под Одессой, где перегружается на танкеры. Увеличив добычу, Азербайджан сможет в Супсе (Грузия) часть нефти перегружать на танкеры, доставлять морем в Одессу, а оттуда по нефтепроводу в Броды и далее в Польшу.

А аналитик Reuters Александр Ершов считает, что это направление не может быть рентабельным по сравнению с существующими. По его мнению, из-за большой протяженности этого маршрута и двух лишних перевалок азербайджанская нефть не сможет конкурировать в Европе с российской, доставляемой из Приморска или по “Дружбе”. “Если же говорить вообще о конкуренции на европейском нефтяном рынке, то в перспективе для России гораздо более сильным соперником, чем Азербайджан, является Казахстан, – рассуждает эксперт. – У этой страны потенциал и по запасам, и по добыче существенно выше”.