Как искупались


“Средиземноморская” теория Геннадия Рождественского, согласно которой чем ближе оркестр к названному морю, тем он хуже, похоже, начинает устаревать. Четыре года назад совсем неплохой уровень предъявил Москве оркестр “Флорентийский музыкальный май” во главе с Зубином Метой, а сейчас римская “Санта-Чечилия” показалась оркестром еще более сноровистым, крепким и очень добросовестно подготовленным.

Уже два года оркестром руководит Антонио Паппано – итальянец, но образцовый космополит, получивший образование в США, дирижирующий театральными и симфоническими оркестрами всех континентов и ведущий музыкальное руководство лондонским Ковент-Гарден.

Приехав в Москву с итальянским оркестром, Паппано привез изящно придуманную программу – целиком итальянскую, но содержащую поклоны и другим странам, в том числе – России.

Буквально с первых тактов увертюры Берлиоза “Римский карнавал” “Санта-Чечилия” выказала и образцовое послушание своему маэстро, и ощущение праздничности. Главным номером первого отделения стала итальянская увертюра-фантазия Чайковского “Франческа да Римини”. Итальянская по сюжету (Данте), она тем не менее осталась музыкой русской, и, конечно, интерпретация ее римлянами не могла пойти в сравнение с ее исполнением, скажем, Светлановым или Федосеевым – это касалось, впрочем, только лирической сердцевины фантазии, где взволнованное пение полного оркестра не лилось свободной рекой, а страдало от слегка искусственного нажима. Но в обрамляющих увертюру всклокоченных адских картинах оркестр живописал злокипение паров и стенания жертв с таким завидным темпераментом и техническим совершенством, какие не всегда встретишь и у наших грандов.

Чего мы не слышим каждый день – это великолепных симфонических поэм Отторино Респиги, воспевшего “Фонтаны Рима” и “Пинии Рима” на самом закате великой итальянской культуры – в те самые годы красотам столицы была как раз уготована участь символов величия режима Муссолини. И здесь перед итальянским оркестром оставалось только снять шляпу. В тяжеловесной красоте пышных оркестровых одежд они выглядели превосходно: томительно умирая в ночном сумраке, оркестр словно предчувствовал, как развернется в ослепительном блеске марша: в финале “Пиний”, уже после того, как отпела грампластинка с птичками (авангардный ход раннеиндустриальной эпохи), с балконов к оркестру присоединилась духовая банда, Колонный зал Дома союзов затрещал от децибел, а дирижер Антонио Паппано в упоении привел свое нимало не уставшее войско к лучезарному итогу.

Хотя “Санта-Чечилия” – оркестр чисто симфонический, на бис ему пришлось поиграть и оперную музыку. Разочарования не было и здесь: Интермеццо из “Манон Леско” Пуччини и заключительная часть увертюры к “Вильгельму Теллю” Россини вызвали поровну слезного трепета и безоблачного восторга.

10 июня Фестиваль оркестров мира закроют Юрий Темирканов и Заслуженный коллектив Санкт-Петербургской филармонии.