Нефтяникам пригрозили биржей


По словам замруководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолия Голомолзина, первыми продавцами станут компании с госучастием – “Роснефть” и “Газпром нефть”. “Но за ними потянутся другие, – прогнозирует чиновник, – рынок сформировался, все компании заинтересованы в объективном ценообразовании”. Заинтересовано и государство, добавляет он, ведь оно получит более четкое, чем сейчас, представление о налогооблагаемой базе предприятий. Собеседник “Ведомостей” не исключает стимулирующих мер: “Может обсуждаться снижение таможенных пошлин и акцизов для компаний, продающих определенные объемы продукции через биржу”. Биржа также может стать инструментом рыночного регулирования цен через товарные интервенции Росрезерва. Голомолзин уверен в успехе проекта: “Через биржи уже продают цемент, удобрения, газ. Получится и с нефтью”.

Постановлением принято предложение министерств о размещении заказов на поставку нефти и нефтепродуктов с 1 августа 2007 г. на товарной бирже. Площадку должно выбрать Минэкономразвития на конкурсной основе. Оно же по согласованию с Минпромэнерго определит номенклатуру нефти и нефтепродуктов, которые будут торговаться на бирже. Получателям бюджетных средств рекомендовано с 1 октября 2007 г. приобретать на бирже не менее 15% от закупаемых ими объемов нефти и нефтепродуктов. Постановление также предусматривает внесение в повестки дня заседаний органов управления компаний, где доля участия государства превышает 25%, предложений о продаже или закупке на бирже части объемов нефти и нефтепродуктов.

Нефтяники о перспективах биржевой торговли говорят неохотно. “Мы изучаем ситуацию, – сказал представитель “Роснефти” Николай Манвелов, – если наши специалисты придут к выводу об экономической целесообразности этого начинания, компания примет в нем участие”. В “Газпром нефти”, “Лукойле” и ТНК-ВР от комментариев воздержались.

Аналитик исследовательского центра “Кортес” Людмила Лурье полагает, что в биржевой торговле заинтересованы прежде всего покупатели. “Тендеры, которые проводят сейчас “Газпром нефть”, “Роснефть”, ТНК-ВР, – закрытые, человек с улицы на них попасть не может, – говорит эксперт, – поэтому общедоступная биржа станет рыночным инструментом”. Но, чтобы она заработала, уверена Лурье, продавцов туда придется загонять, так как у всех есть годами наработанные связи и клиентов менять они не склонны. К тому же, отмечает эксперт, довольно часто у компаний после экспорта и обеспечения собственных сетей АЗС просто не остается свободных объемов нефтепродуктов.