На себя посмотрели


По поводу переноса церемонии награждения (сразу было известно только, что приз за заслуги дали малийскому фотографу Малику Сидибе) на биеннале шутили, что жюри просто не успело все национальные павильоны осмотреть – их в этом году рекордное количество и в городе не меньше, чем на основной площадке – в садах Джардини. Это только шутка, на последней архитектурной биеннале призы тоже выдавали на закрытии. Очевидно, организаторы хотели продлить интерес к мероприятию, которое быстро лишается толп зрителей и внимания прессы. Ничего не вышло: к ноябрю биеннале перестала быть главной культурной новостью, кого наградили, мало кого интересовало.

В этом году наша выставка, безусловно, имела успех у вернисажной публики. Несколько заскучав от пассивного созерцания (интерактивных работ в этом году в национальных павильонах было мало), зрители охотно тыкали пальцем в надпись “Я надеюсь” на одном из 50 языков и видели, сколько еще человек сделали то же самое. Простоватый аттракцион Юлии Миллер Click I hope выглядел особенно эффектно, когда наш куратор Ольга Свиблова воодушевленно демонстрировала его перед слетавшимися к ней корреспондентами с камерами и диктофонами. И тут она, конечно, молодец – так самоотверженно работать на стенде мало кто может.

Сильно смотрелся первый этаж благодаря “Последнему восстанию” группы “АЕС+Ф” (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес). И хотя сюжет их произведения – постапокалиптическая бескровная битва красавцев-подростков – мне, несмотря на все объяснения, кажется расчетливо конъюнктурным, 3D-анимация сделана качественно и производит отталкивающее (так и задумано) впечатление своей мертвенной красивостью. Живенько и нарядно выглядели рядом с ней и светящиеся шарики Андрея Бартенева с надписью “Lost connection”. Правда, сам Бартенев, на открытии вставший на каблуки и показавший незавидные голые ноги, напоминал Верку Сердючку, только хилую.

На втором этаже были показаны две работы о вреде экранного видения вообще и телевидения особенно. “Дворники” Александра Пономарева “счищали” с мониторов вульгарно соблазнительную девицу и заменяли ее видом на венецианскую лагуну. Инсталляция “Душ” (Александр Пономарев и Арсений Мещеряков) очень нравилась зрителям. Когда в душевую кабину, выложенную вместо плитки мониторами, на которых транслировались телепрограммы, входили посетители и крутили краны, то переключение каналов часто не происходило. Холодные виды природы сразу не сменялись горячими новостями и тепленькой порнушкой. Краны надо было крутить умеючи. Не у всех получалось. Зато, как всегда, сработала “Волна” Александра Пономарева (эту работу в Москве уже показывали). Когда в длинной стеклянной трубе вода начинала двигаться от дуновения художника, появлявшегося на экране, то это нравилось. Единственное “но” – несколько затянутая экспозиция. Не все смотрящие оживления волны дожидались.

В новейшей истории биеннале русский павильон был награжден только однажды – в 1993 г., когда его делал Илья Кабаков, большой и, конечно, очень русский художник, но так давно живущий за пределами места рождения, что его победа с нашей страной мало связана. Павильон России на 52-й Венецианской биеннале действительно выглядит достойно. Может быть, показанные там работы несколько литературны и наивно назидательны, но это не недостаток, а наша национальная особенность. И хорошо, что работами такого уровня, как в этот раз, и даже уровнем выше можно было бы заполнить несколько павильонов современного русского искусства.

Отчасти так и получилось, в Венеции наших художников можно найти в разных местах. Выставку “Руина “России” привез Stella Art Foundation. Фотографии Стаса Полнарева о демонтаже гостиницы “Россия” вместе с хроникой о ее строительстве (куратор Владимир Левашев). Получилось выразительное послание о варварском отношении к прошлому. Отдельная выставка была у питерских художников.

Выходит, общий уровень нашего искусства достаточен, а художников класса Кабакова нет. На этот раз на биеннале во многих национальных павильонах были монографические экспозиции зрелых художников, способных на целостное высказывание. Рядом с ними наша выставка казалась несколько суетливой. Но большие таланты рождаются не по нашему желанию, главное, ситуация сейчас для них благоприятная. Если большой художник появится, то будет востребован и кураторами, и рынком.