ИНТЕРВЬЮ: Сергей Миронов, лидер партии “Справедливая Россия”


Через три месяца официально стартует избирательная кампания по выборам Государственной думы пятого созыва. Беседой со спикером Совета Федерации и по совместительству председателем “Справедливой России” Сергеем Мироновым “Ведомости” начинают цикл интервью с лидерами партий, планирующих участвовать в кампании. В интервью “Ведомостям” Миронов рассуждает о том, кто войдет в предвыборный список “Справедливой России”, что она сможет противопоставить административному ресурсу конкурентов из “Единой России”, что хорошего в новой Думе готова сделать для российского бизнеса и почему надо удлинять полномочия президента до семи лет.

– Ваши однопартийцы возглавляют несколько крупных городов – они будут участвовать в выборах?

– Да, скорее всего мэр Самары Виктор Тархов возглавит список “Справедливой России” по Самарской области, мэр Ставрополя Дмитрий Кузьмин возглавит список по Ставрополью. Ближе к выборам вы увидите еще некоторых мэров во главе наших списков. И не только. Будут яркие, известные на местах люди, которые составят очень серьезную конкуренцию губернаторам-единороссам.

– А если какие-то единороссы к вам захотят перейти – примете?

– В нашем списке будет какое-то количество достойных людей из “Единой России” – в партии есть вполне приличные люди, хотя, к сожалению, там гораздо больше бюрократов и приспособленцев. Уже точно могу сказать, что [депутат от “Единой России”] Александр Лебедев возглавит список по Москве.

– Из коммунистов к вам тоже кто-то придет?

– Думаю, что да. Я публично уже несколько раз обращался к рядовым коммунистам: объективно мы союзники. Ошибка [лидера КПРФ Геннадия] Зюганова заключается в том, что он живет вчерашним днем и тащит своих соратников в прошлое, которое мы пережили. Он проехал свою остановку и движется уже совершенно в другую сторону. Мы предлагаем рядовым коммунистам пересесть в наш экспресс, который мчится в социализм XXI в. В частности, в массовом порядке переходят к нам коммунисты Башкирии вплоть до секретарей райкомов. Пойдет на выборы по списку “Справедливой России” [депутат Госдумы от КПРФ] Елена Драпеко.

– Много ли бизнесменов будет в ваших списках?

– В наш список, безусловно, войдут бизнесмены, хотя их число будет не очень значительно. Это те бизнесмены, которым знакома политическая и партийная работа. Многие из них уже принимали участие в выборах, а некоторые являются действующими депутатами разного уровня. Мы примерно представляем, кто в каких думских комитетах будет трудиться, кто тот или иной комитет сможет возглавить.

– Но в нынешней Думе все руководящие портфели распределили единороссы. Вряд ли они захотят ими делиться и в будущем.

– “Единой России” придется считаться с другими фракциями, мы не допустим монополизма. Наша цель – хотя и не главная – положить конец политической монополии одной партии, вернуть дискуссии в парламент. Парламент должен стать действительно независимым, самостоятельным органом государственной власти. Чтобы не было как сейчас, когда мы видим пустой зал Государственной думы, сонных депутатов, видим, как бегают по рядам и голосуют за отсутствующих коллег представители фракций.

– Есть версия, что Александр Вешняков лишился поста председателя ЦИК из-за нелояльности к “Единой России”.

– Комментировать эту версию не стану, но должен заметить, что новый председатель ЦИК Владимир Чуров – это человек, так же как и Вешняков, стоящий на страже закона. Уверен, что он обеспечит его исполнение всеми избирательными комиссиями любого уровня. Знаю этого человека еще по совместной работе в Петербурге: несмотря на такую внешнюю мягкую интеллигентность, он будет жестко отстаивать требования избирательного законодательства, не делая преференций ни одной партии.

– Сможет ли он добиться, чтобы таких преференций не делало и российское телевидение?

– Здесь скорее всего будет твориться тот же беспредел, что и всегда. “Единую Россию”, если сравнивать с другими партиями, уже сейчас показывают в пропорции 1 к 10. Что же будет накануне выборов? Но ведь есть и законы психологии: если по всем каналам рекламируют одно и то же, многим это надоедает, они выключают телевизор и ищут другие источники информации.

– В чем коренное отличие вашей платформы от программы “Единой России”?

– Каждый избиратель легко увидит разницу. В самом общем виде современная социалистическая идея – это гражданские права плюс социальная защита населения со стороны государства. Мы считаем оправданным и справедливым, когда государственные институты защищают своих граждан. Для этого, собственно, они и существуют. Справедливость – это достойная заработная плата, нормальные пенсии, доступность и качественность образования и здравоохранения. Справедливость – это поддержка молодых семей, строительство социального жилья. Справедливость – это забота о материнстве и детстве. Справедливость в бизнесе – это исправление нынешней ситуации, когда ликвидируется на корню среднее и малое предпринимательство, когда честному бизнесмену не пробиться на рынок, потому что его душат монополисты, в том числе и иностранные компании.

– Кто все-таки ваш избиратель?

– Могу ответить: это бюджетники, военные, в том числе военные пенсионеры, все остальные пенсионеры, учащаяся молодежь, рабочий класс, крестьяне и фермеры, представители малого и среднего бизнеса, научная и творческая интеллигенция. Все, кто зарабатывает на жизнь своим умом и своими руками. Наемные работники, у которых нет акций, нет недвижимости, нет счетов в иностранных банках. Кто честно служит и носит погоны – военного или милиционера. Наш избиратель – весь российский народ, заслуживший право на достойную обеспеченную жизнь.

– Если в Думе у вас появится сильная фракция, что конкретно вы могли бы предложить для бизнеса?

– Прежде всего мы считаем, что нужно в корне менять налоговую систему, нынешняя душит наших предпринимателей. Считаем, что НДС должен быть сокращен до 15%, это абсолютно реально. Мы даже готовы идти дальше, до 13%. Есть планы поработать с единым социальным налогом. Считаем, что налоги с фонда оплаты труда следует либо минимизировать, либо вообще ликвидировать. От косвенных налогов надо переходить к прямым, брать налоги с того, что никуда не спрячешь. Это будет всем понятно, выгодно, прозрачно.

Во-вторых, в бизнесе должна быть реальная конкуренция. В сырьевом секторе, ВПК, тяжелой промышленности, авиации и судостроении обязательно должно присутствовать государство. Но оно должно устраниться от решения вопросов регистрации малого и среднего бизнеса, не вмешиваться в их деятельность. В корне нужно пересматривать таможенные пошлины. Сейчас на таможне творится беспредел.

– А вы не видите противоречий в том, что готовы снижать налоги, но хотите резко увеличить социальную поддержку населения?

– Здесь у нас нет никакого противоречия. Возьмем нефтяной сектор. Мы уже давно вносили предложения по трехступенчатому изъятию природной ренты. Это рыночный механизм, он выгоден нефтяным компаниям. В то же время дополнительно мы получим в бюджет 1 трлн руб., т. е. 1/6–1/7 часть бюджета. Другая давнишняя наша идея – госмонополия на производство и оборот этилового спирта. Это порядка 450–500 млрд руб. ежегодно. К тому же мы наконец-то прекратим травить россиян. Десятки тысяч каждый год погибают от химического отравления, а вовсе не оттого, что они алкоголики. Обратите внимание: я еще ничего не говорил о стабилизационном фонде. А его нужно использовать, создавать не только фонд будущих поколений, но и фонд поколений нынешних. Уже сейчас можно доплачивать прибавки к пенсиям. А не больше трети фонда держать на черный день, причем только в ценных бумагах российских компаний, а не иностранных. Зачем же мы кредитуем чужие экономики своими деньгами? Что, нам у себя развивать нечего? Так давайте свою экономику кредитовать! Хорошо, что правительство и президент четко обозначили позицию: будем использовать стабилизационный фонд. Например, цена полной модернизации авиакосмической отрасли – ориентировочно $35 млрд. Это примерно треть стабфонда. Если провести полную модернизацию, авиакосмическая отрасль может превратиться, по сути, во второй “Газпром” с точки зрения конкурентоспособности и объема продукции.

– Вы предлагали региональным парламентам высказаться по третьему сроку для президента. Теперь эта тема закрыта?

– Да, по третьему сроку мы никаких решений принимать не будем, президент сказал [в послании Федеральному собранию, что это его последнее обращение], значит, эта тема закрыта. Но мне очень импонирует, что в ответах, которые я получаю от моих коллег, большинство поддерживают идею увеличить срок полномочий президента с четырех лет до пяти, а чаще предлагают до семи лет. И я считаю: уже после президентских выборов, т. е. для президента, который будет избран в 2012 г., срок полномочий будет не четыре года, а пять или семь. То есть в промежутке между 2008 и 2012 гг., я думаю, мы внесем одно-единственное изменение в Конституцию. Больше ничего не поменяем, потому что в основном Конституция не выработала свой потенциал.

– То есть президент, избранный в 2012 г., может получить право работать 14 лет?

– Мы вот сейчас автоматически считаем по два срока. Но семь лет – это достаточно много, за это время можно реализовать свою программу, а на финише и люди определятся – переподтвердят еще на семилетний срок или скажут: нет, нужен другой. Полагаю, при введении семилетки возникнет своего рода дробность: как правило, президенты будут приходить не на два срока, а на один.

– Значит ли это, что нынешний президент сможет в 2012 г. воспользоваться нововведением – возглавить страну уже на более длительное время?

– Заметьте: это не я – это вы говорите.

– Могут ли на президентские выборы в 2008 г. выдвинуться два кандидата от двух партий власти?

– Во-первых, “Справедливая Россия” никогда не была партией власти. Партию власти не снимают с выборов, не ругают в СМИ, не таскают по судам. Мы внимательно изучим, как говорится, весь список кандидатов, а потом примем решение. Я не исключаю, что, может быть, наша партия выдвинет своего кандидата. Могу сразу сказать: я им не буду. Но скорее всего наша партия поддержит одного из выдвинутых кандидатов, и нас мало будет волновать позиция “Единой России”.

– Вас, наверное, больше волнует позиция президента?

– Мы внимательно посмотрим на того кандидата, которого поддержит Владимир Путин, внимательно посмотрим. А определяться будем в свое время на съезде. Я не исключаю, что Путин заявит о своих предпочтениях, уже когда закончится регистрация кандидатов.

– Может ли новый президент быть временной фигурой, позволяющей обеспечить возвращение Путина через четыре года?

– В России не может быть ни преемника, ни технического, ни временного президента. Это такая страна, где лидер получает все рычаги власти и реально ею управляет. В 2008 г. будет избран полноценный президент на четыре года.