Экологически чистый пугач


Голливуду все еще нужна свежая режиссерская кровь из Юго-Восточной Азии. Он пересадил на свою почву некогда неповторимого в полицейском жанре Джона Ву. Дал заработать мастерам японского хоррора. Поманил даже грандов арт-хауса: от китайца Чена Кайге, вдруг полезшего в чужой для себя жанр триллера (см. “Убей меня нежно”), до гонконгца Вонга Кар-вая – в недавних Каннах показали его первый англоязычный фильм “Мои черничные ночи”. Американские ленты азиатских мэтров, как правило, выхолощеннее их оригинальных. Непонятно, зачем приглашать режиссера с инокультурным опытом, если жаждешь подмять его под себя, но ушлый Голливуд, верно, знает, что делает. Капельки свежей крови таки получает.

Разумеется, Паны тоже не могли избежать искушения Голливудом. Они попали в лучи софитов и под продюсерский прицел после “Опасного Бангкока” – крутого и сентиментального фильма про глухонемого киллера, в котором, можно сказать, пожимали друг другу руки ранний Джон Ву, Вонг Кар-вай и Такеси Китано. Потом, однако, Паны переключились на призраков. Их самые известные ужастики – три части “Глаза”. В результате их позвали в Голливуд именно ради призраков, в алогичных повадках которых азиаты традиционно разбираются лучше американцев. Чтобы они привели своих алогичных привидений на американскую землю, причем самую что ни на есть народную – сельскую, фермерскую, поросшую подсолнухами. Правда, этих призраков (тут, вероятно, и начались уступки) Панам пришлось поместить в привычный для штатовских ужастиков нехороший дом, куда вселяется новая семья, не ведая о том, что случилось со старой. А случилось такое, что лучше бы обходить дом за сто миль.

В “Глазе” призраков, пугающих до кондрашки одним своим непривлекательным обликом, начинает различать девушка, излечившаяся от слепоты после операции. В “Посланниках” видит трехлетний мальчик: Паны всерьез разъясняют в комментариях к фильму, что фантомы доступны только детскому зрению. Поскольку мальчик нем, то не способен рассказать взрослым, что именно увидел, а лишь тычет пальчиком куда-то за спины. Тычет на удивление радостно, если учесть, что рожи у призраков – какие только и бывают у их сородичей в стандартных кошмариках: необаятельные и даже полуразложившиеся.

Рожи – лишь один из штампов. Другой – что призраки прячутся в подвале, куда (снова штамп) живых героев тянет так, словно там “макдональдс”. Еще штамп – периодически зарождающееся в доме локальное торнадо, то бишь полтергейст. Помимо штампов в фильме много смешных неувязок. Из всех членов семьи призраки почему-то третируют лишь 16-летнюю дочь, которой родители (еще один штамп) упорно не верят, будто в доме обитает жуть. Призраки вытворяют такое, что любая нормальная девушка рванула бы куда глаза глядят. Эта же при очередной ссоре с неверящими родителями, оставив их среди оптимистических подсолнухов, всегда бежит запираться именно в темень дома, где снова упрямо лезет в гроб-подвал. Мы-то считали, что верх женского мужества – это избу на скаку остановить. Но вот тут мужество так мужество!

Фильм не то чтобы плохой. Но он не лучше и не хуже среднестатистических ужастиков, а ведь верилось, что авторы “Опасного Бангкока” не середняки. От тупых хорроров “Посланников” отличают два обстоятельства, однако, тоже анекдотических. Тут я выдам секреты, но лишь второстепенные. Как вдруг выяснится, призраки действовали не против, а за “наших”. Правда, непонятно, чего они тогда так бросались на людей, хватая их трупными конечностями за руки и за ноги и оставляя на лодыжках кошмарные синяки. Кроме того, фильму присуща редкостная экологическая политкорректность. В нем действуют еще и агрессивные вороны (с ударением на первый слог), которых в фильме именуют воронами (с ударением на второй). Они долго выглядят агентами темных сил, но, оказывается, тоже были за “наших”. Поскольку природа и экосистема у Панов на стороне человека, то их фильм справедливо причислить к экологически чистым продуктам.

Ходят слухи, будто фильм Панов в Голливуде перемонтировали. Если и так, то те не обиделись и дверью не хлопнули. Везде расписываются в уважении к знаменитому продюсеру фильма Сэму Рейми. А уж с карьерой у них и вовсе порядок. В конце года выйдет голливудский ремейк их “Глаза” с Джессикой Альбой, продюсерские права на который они продали Тому Крузу, а одновременно их собственный ремейк своего же “Опасного Бангкока” с Николасом Кейджем. Удивлюсь, если голливудский “Бангкок” превзойдет оригинальный.