Недостатки большого размера


Почти все участники мало знакомы широкой публике. Из знаменитых фильмов в конкурс попал только “Смывайся!”, совместная работа двух ведущих студий – Dreamworks Animation и Aardman Animations. В остальном программу фестиваля составляют фильмы, имевшие широкий прокат только в странах-производителях. Америку представляет Д. Джад Джоунз с “Фильм нуар” – эта запутанная детективная история, выполненная почти без цвета и в комиксовой эстетике, рассказывает о человеке с амнезией, пытающемся восстановить события своей жизни. От Франции выступает Мишель Осело с “Азуром и Азмаром” – красочным орнаментальным кино по мотивам арабских сказок. Из Японии на конкурс приехало три феерических аниме (в том числе прошедшая у нас ограниченным прокатом “Паприка” Кона Сатоси), наполненных фантастическими событиями, мифологическими персонажами и галлюциногенными эпизодами.

Огромная полнометражная программа нынешнего фестиваля – событие беспрецедентное. Возникший почти 50 лет назад конкурс долгие годы состоял только из короткого метра. Учрежденная в 1985 г. специальная секция для длинных мультфильмов, которая дала дорогу “Трио из Бельвилля” Сильвэна Шоме, “Району” (в нашем прокате – “Южный парк”) Арона Гаудера, “Ренессансу” Кристиана Волькмана, существовала на обочине короткометражных конкурсов. В этом году Аннеси не только увеличил количество конкурсных полнометражных фильмов, но и организовал панорамную программу в 16 картин.

Попала в конкурс и первая анимационная полнометражка норвежского производства. Гротескная картина Кристофера Нильсона “Свободу Джимми!” рассказывает о том, как целая толпа людей не может поделить одного слона, а он между тем тоже живое существо, хочет любви ну или хотя бы просто остаться в живых. В панорамные показы включены “Гадкий утенок и я” Майкла Хегнера и Карстена Киильриха, “Сказания Земноморья” Горо Миядзаки, “Принцесса солнца” Филиппа Леклерка, “Князь Владимир” Юрия Кулакова и другие ленты из Франции, Южной Кореи, Испании, Эстонии, Бразилии, Чешской Республики и опять же Японии.

И все же, несмотря на немыслимое количество показов, пресс-конференций и славословий в адрес создателей, праздник полного метра проходит мрачно. На фоне изящного короткометражного кино длинные фильмы проигрывают буквально по всем пунктам. Даже в техническом плане эти часто очень дорогие ленты кажутся кустарными в сравнении с рукотворными короткометражками, изготовленными двумя-тремя людьми на коленках и за две копейки.

Беда в том, что, стремясь удешевить и ускорить производство длинного фильма, студии экономят в первую очередь на мультипликате (движении), который является для анимации основным средством выразительности. Персонажи, оживленные компьютером, лишены характерности и обаяния, а потому, словно плохие актеры, губят даже самую превосходную пьесу.

Большой полнометражный смотр на деле оборачивается потоком разочарований, что заметно по парадоксальной зрительской реакции: длинные картины, рассчитанные на широкую публику, проходят при полупустых залах, а короткометражные программы, изобилующие фильмами “не для всех”, собирают аншлаги.