Починить дороги


Минтранс сегодня представит правительству основные направления программы по развитию автодорог (2010–2015 гг.). Сейчас стандартам качества отвечают лишь 37% российских дорог, подсчитало министерство, и, если не увеличить финансирование, к 2016 г. эта доля сократится до 29,3%. Отсутствуют нормативы затрат на содержание дорог, недоволен чиновник правительства, – на ремонт и эксплуатацию деньги идут по остаточному принципу.

Разработанные Минтрансом нормативы (в таблице – для Центрального округа) будут различаться в зависимости от региона. На ремонт 1 км дороги федерального значения в Центральном округе будет уходить 2,5–7,3 млн руб. в зависимости от категории, на капремонт – 7,9–29 млн руб., а на содержание – 0,6–1,3 млн руб. Для других регионов вводятся поправочные коэффициенты – от 1,35 для капремонта на Дальнем Востоке до 0,94 – в Поволжье. Для содержания коэффициенты отличаются от 0,67 в Сибири до 1,02 на Дальнем Востоке.

Эти нормативы Минтранс предлагает утвердить на три года уже осенью 2007 г. В 2008 г. может быть профинансирована половина требуемых затрат, в 2009 г. – 60% и т. д., рассказывает чиновник правительства.

Всего Минтранс рассчитывает получить в 2008 г. на дороги 65 млрд руб., в 2009 г. – 84 млрд руб., в 2010 г. – 105 млрд руб., а к 2011 г., как и требуют нормативы, – 120 млрд руб. Если все пойдет по плану, в 2011 г. в нормальном состоянии будет уже 54,1% дорог, в 2013 г. – 72,4%, а в 2016 г. – все 100%, обещает Минтранс.

За дорожное чудо придется заплатить и автомобилистам: один из лозунгов программы – “Пользователь платит”. В качестве неналоговых дополнительных источников финансирования Минтранс хочет использовать доходы от таможенных пошлин на ввозимые автомобили и запчасти, а также часть прибыли страховых компаний от страхования гражданской ответственности. Может быть введена плата за пользование федеральными дорогами для тяжеловесных автомобилей (более 12 т). Однако эти предложения пока не согласованы с другими министерствами, поэтому вряд ли сегодня будут приняты конкретные решения, говорит чиновник правительства.

Чтобы распорядиться деньгами эффективно, Минтранс предлагает создать управляющую компанию – госкорпорацию “Российские автомагистрали” – с капиталом около 6,5 млрд руб. из инвестфонда.

Правительство планирует одобрить предложения Минтранса, говорит чиновник правительства. “Сейчас на дорожное хозяйство тратится около 2,2% ВВП, а в идеале нужно 4% – столько и просит Минтранс”, – говорит он.

При оптимистичном прогнозе ВВП к 2010 г. достигнет $1250 млрд, расходы бюджета составят примерно $250 млрд, 20% из них будут направлены на экономику, говорит главный экономист “Уралсиба” Владимир Тихомиров. “С учетом условности расчетов расходы на дороги составят 8–10% от расходов на экономику”, – подсчитывает он. Это оправданная сумма с учетом протяженности дорог и их плохого состояния, считает он.