Терминалы для глинозема


UC Rusal ведет переговоры с несколькими российскими портами о строительстве терминалов для перевалки глинозема, рассказал “Ведомостям” один из менеджеров компании. Он назвал Новороссийский морской торговый порт (НМТП), порты Санкт-Петербург и Усть-Луга (Ленинградская область), порт Ванино и бухту Мучка (Дальний Восток).

До конца года UC Rusal выберет площадки под строительство, подтвердила замгендиректора компании Вера Курочкина. Оптимально построить терминалы на Черном и Балтийском морях, а также на Дальнем Востоке, отмечает она. Называть число терминалов и стоимость проекта еще преждевременно, утверждает Курочкина. Кто будет финансировать проект – UC Rusal или порты, тоже не определено.

Сейчас UC Rusal производит 10,6 млн т глинозема в год, из них 3,6 млн т приходится на российские предприятия, остальное ввозится из других стран, рассказывает Курочкина. Сырье из-за границы доставляется морским транспортом, но его перевалка идет в терминалах, не приспособленных для этого вида груза. Специализированные портовые комплексы улучшат качество перевалки глинозема, сократят затраты, сэкономят время в пути. Объем перевалки глинозема через новые терминалы, по ее оценке, может составить дополнительно около 7 млн т в год. Увеличение поставок сырья в первую очередь связано с планами по наращиванию производства алюминия: в 2007 г. в эксплуатацию запускается Хакасский алюминиевый завод (мощность 300 000 т алюминия в год), в 2011 г. – Богучанский (600 000 т) и Тайшетский (750 000 т), перечисляет Курочкина. Сейчас UC Rusal выпускает 3,9 млн т алюминия в год.

Планы компании построить глиноземные терминалы логичны, считает аналитик банка “Траст” Евгений Шаго: это обеспечит предсказуемость поставок, что для непрерывного алюминиевого производства крайне важно. По расчетам Шаго, стоимость одного глиноземного терминала при объеме перевалки не менее одной тонны составляет $30–50 млн. Если будет построено три терминала, стоимость проекта может достичь $150 млн. Скорее всего, строительство терминалов профинансирует UC Rusal, чтобы стать их собственником, полагает аналитик.

Председатель совета директоров порта Усть-Луга Валерий Израйлит и директор по инвестициям НМТП Павел Олейник подтвердили “Ведомостям” факт переговоров с UC Rusal, но других комментариев не дали. Директор по коммуникациям порта Санкт-Петербург Дмитрий Бауков от комментариев отказался. С представителями Ванино и бухты Мучка “Ведомостям” связаться не удалось.

Угольные компании уже строят собственные терминалы. В 2005 г. терминал в бухте Мучка начал строить СУЭК, в Усть-Луге – “Кузбассразрезуголь”, напоминает Шаго. Затраты СУЭК на проект составляют $140 млн, годовой ожидаемый объем перевалки – 12 млн т, строительство завершится в 2008 г.