Акварели августейшей художницы


Пожалуй, лучшая работа на выставке – “Августейшая художница” – это автопортрет самой великой княгини, написанный в 1920 г. Молодая женщина с плотно сжатыми губами и решительным выражением нежного лица, кажется, готова ответить на все вызовы судьбы. В это время она еще находилась в Ростове, откуда вскоре уехала долгим эмигрантским маршрутом с семьей – мужем Николаем Куликовским и двумя сыновьями – в Данию, где жила ее мать императрица Мария Федоровна.

После Второй мировой войны Ольга Александровна была вынуждена уехать в Канаду, поскольку советское правительство предъявило Дании ноту, в которой выражалось недовольство помощью, оказанной великой княгиней русским военнопленным. Ольга Александровна скончалась в Торонто в 1960 г.

Однако никаких следов этой очень сложной судьбы в акварелях нет. Если не считать нескольких сюжетов, где героиней стала сестра милосердия (во время Первой мировой войны Ольга Александровна работала во фронтовом госпитале, оборудованном на ее личные средства). Цветы на окне, в вазах и букетах, зимние и летние пейзажи, в основном сельские, портреты детей – привычные сюжеты для просвещенного дилетанта, развившего свое явное, хотя и небольшое дарование в строгих рамках традиционной акварели. Краски яркие, пейзажи и букеты выглядят свежо и празднично, ничего выдающегося, иногда заурядно, но всегда со вкусом, тактом, любовью и трудолюбием, без претензий и без постановки непосильных задач.

Строго говоря, великая княгиня Ольга Александровна профессиональным художником не была – училась дома, хотя и у хороших мастеров, систематического образования не получила. Но работы свои почти всю жизнь продавала, до революции – в благотворительных целях, в помощь нуждающимся художникам, в эмиграции – для материальной поддержки собственной, временами бедствовавшей семьи.

Работы Ольги Александровны были собраны и уже несколько лет выставляются усилиями ее невестки, Ольги Николаевны Куликовской-Романовой, основавшей благотворительный фонд имени великой княгини. Во время выставки она будет читать для публики лекции о жизни и творчестве своей порфирородной свекрови.

Выставка “Августейшая художница” не приносит экстраординарных эстетических впечатлений, но и чувства неловкости на ней не испытываешь. Ее автор – цельная, сильная и знавшая счастье женщина из венценосной и мученической семьи. Есть все основания помянуть ее выставкой.