“Алроса” в розницу


“Алроса” задумалась о создании собственного ювелирного бренда еще два года назад. В 2005 г. бывший тогда президентом компании Александр Ничипорук говорил, что этот проект обсуждается с одними из крупнейших в мире производителей ювелирных изделий luxury – Tiffany & Co и Cartier. В январе Ничипорук покинул компанию. Но сменивший его Сергей Выборнов рассказал “Ведомостям”, что за два года этот проект был практически полностью подготовлен. По его словам, в течение пяти лет компания может открыть 50 магазинов в Москве и других крупных городах. Сама производить украшения “Алроса” не собирается. “Это точно будет аутсорсинг”, – говорит Выборнов. Возможно, украшения для алмазодобывающей компании будут производиться вообще за пределами России. С точки зрения соотношения цена – качество интересна, например, Армения, говорит Выборнов. Глава “Алросы” оценивает создание бренда (с производством и созданием торговой сети) примерно в $50 млн.

Под каким именем будут продаваться ювелирные изделия от “Алросы”, пока не решено. “Алроса” – сама по себе уже бренд, почему бы не использовать его при продаже ювелирных изделий? – рассуждает Выборнов. – Конечно, название “Алроса” придаст весомости бренду”.

“Алроса” будет продавать ювелирные украшения и аксессуары в высоком и среднем ценовых сегментах. По словам Выборнова, в этой нише есть неудовлетворенный спрос на ювелирные изделия не только для женщин, но и для детей и мужчин. “Алроса” проводила маркетинговые исследования – родители готовы покупать украшения чуть ли не для грудных детей. Украшения и аксессуары для мужчин – тоже актуальная тема, “покупают отлично”, говорит Выборнов. Стоить изделия от “Алросы”, по его словам, будут от $800.

Представитель “Cartier Россия” считает, что ценовой сегмент от $800 – ниша, более близкая к массовому рынку. Поэтому конкурировать с люксовыми брендами она не будет. Генеральный менеджер Mercury Александр Реебок разделяет это мнение. “Среднеценовая розница – достаточно широкий рынок. Наверняка этот проект найдет своего покупателя, – говорит он. – Правда, у “Алросы”, которая исторически занималась добычей, нет опыта в построении ювелирных брендов. Вы ведь не просто камень продаете, а изделие, которое включает в себя дизайн, идею, искусство”.

Желание “Алросы” заняться ювелирным бизнесом вице-президент Ассоциации российских производителей бриллиантов Арарат Эвоян называет авантюрой. У компании хорошо получается добывать алмазы, а вот производство и продажа ювелирных изделий требуют намного больших затрат, чем $50 млн. К тому же “Алросе”, по словам Эвояна, будет сложно найти людей для раскрутки нового бизнеса. Но “Алроса” не собирается в одиночку финансировать проект по созданию ювелирного бренда, парирует Выборнов. “Идея проекта – поддержка ювелирного бизнеса и создание спроса, поэтому для нас непринципиально сохранение контроля в новой компании”, – утверждает он. В этом проекте возможно участие других инвесторов, хотя “четкий пул участников” пока не определен. Ведутся ли сейчас переговоры на этот счет с Tiffany & Co и Cartier и велись ли в 2005 и 2006 гг., представитель “Алросы” уточнить не смог.

О параметрах проекта Выборнов обещает рассказать осенью – возможно, в сентябре.