Американские пираты


Окружной суд Нью-Йорка во вторник приступил к рассмотрению финансовых претензий компании Close-Up International, владеющей правами на 500 фильмов студий “Мосфильм”, “Ленфильм” и “Крупный план”, к компании “Дом книги “Санкт-Петербург” с эмигрантской улицы Брайтон-Бич. Истцы обвиняли “Дом книги” в незаконном тиражировании и распространении кинофильмов, права на которые принадлежали Close-Up International (это золотой фонд отечественного кинематографа – “Бриллиантовая рука”, “Кавказская пленница”, “Служебный роман”, “Джентльмены удачи”, “Собачье сердце”, “Солярис”, “Зеркало”, “Иван Васильевич меняет профессию” и проч.).

Принципиальное решение по этому делу суд вынес в июне 2006 г.: “Дом книги “Санкт-Петербург” был признан виновным в 383 случаях нарушения авторских прав. По американскому закону об авторских правах истец может потребовать вместо возмещения ущерба и упущенной выгоды выплатить ему деньги за каждый случай нарушения. Минимальная сумма штрафа составляет $750, максимальная – $30 000 за случай. В законе отмечается, что, если бремя доказывания возлагается на истца и суд признает, что нарушение его прав было совершено умышленно, максимальный размер штрафа может быть увеличен до $150 000 за доказанный случай нарушения авторских прав.

Как говорится в распространенном Close-Up International пресс-релизе, “таким образом, сумма ущерба, который может быть решением суда возмещен компании, может составить от $11 млн до $57 млн”. “Этот процесс отнял у нас огромное количество времени и средств”, – приводятся в пресс-релизе слова руководителя Close-Up International Натальи Ганем. Связаться с ней “Ведомостям” не удалось. Как объяснил ее помощник, Ганем с утра до позднего вечера находится в суде. По закону при положительном для истца решении суда он может потребовать от ответчика возмещения всех расходов на процесс. Сумму компенсации определяет жюри присяжных, объясняет директор юридического отдела Российской фонографической ассоциации по Северо-Западному региону Эрик Вальдес-Мартинес. “У Close-Up International есть шансы убедить их в целесообразности возмещения вреда в размере нескольких десятков миллионов долларов”, – полагает он.

Судебный иск против компании “Дом книги “Санкт-Петербург” был подан адвокатами Close-Up International в окружной суд штата Нью-Йорк 19 апреля 2002 г. Истцами вместе с Close-Up International выступили российские студии “Мосфильм” и “Крупный план”, иск был поддержан студией “Ленфильм”, которая, как отмечается в пресс-релизе, формально не принимала участия в процессе.

До недавнего времени в США сквозь пальцы смотрели на тиражирование американскими пиратами русских фильмов, вспоминает директор “Мосфильма” Карен Шахназаров. “Масштабы потерь русских кинопроизводителей, может, и не сопоставимы с потерями голливудских студий в России, но тем не менее это были существенные суммы, – рассуждает он. – Хорошо, что американский суд вообще занялся этим вопросом”. Тем не менее Шахназаров полагает, что до получения компенсации еще далеко. “Мы должны получить какую-то сумму, но, как я понимаю, этот процесс еще не окончен”, – говорит он. Шахназаров объясняет, что рассмотрение апелляций в случае их подачи может занять не один год. Замдиректора Российской антипиратской организации (РАПО) Виктор Злотя называет такой судебный процесс прецедентным. “Если российские киностудии смогут получить компенсации, отечественные правообладатели начнут более внимательно относиться к защите своей интеллектуальной собственности за границей. В том числе в США”, – говорит он.