ЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ: Монетный вклад – 4


Как только люди стали покупать монеты для коллекций, появились и подделки. Первые копии античных монет известны со средних веков. Но подделки того времени сами по себе представляют интерес для собирателей, ведь их возраст – 400–500 лет.

Вместе с тем с античных времен и до наших дней существовали фальшивомонетчики, которые подделывали находившиеся в обращении деньги, чтобы использовать их в качестве платежного средства. Качество этих подделок, как правило, было хуже оригиналов, поскольку мошенники стремились максимально удешевить изготовление, а используемые ими инструменты сильно уступали оборудованию монетных дворов. Но известны случаи и весьма качественных подделок.

Во времена чеканки монет из драгоценных металлов самым распространенным методом фальшивомонетчиков была подмена золота и серебра на похожие сплавы. Особенно активно монеты подделывались в периоды, когда государство начинало завышать монетную стопу. Например, в начале XVIII в. в России из пуда меди чеканили монеты на сумму 20 руб., а позже – и на 40 руб., в то время как пуд меди стоил от 6 до 12 руб. Следовательно, любые медные предметы имело смысл переделывать в монеты.

Но нумизматам в первую очередь нужно опасаться так называемых “фальшаков” – современных подделок старинных монет. Сейчас подделываются предметы из всех областей нумизматики. Поддельная монета может быть отлита либо отчеканена. Литые – как правило, более грубые. Но в последнее десятилетие стали применять литье под давлением; качество выполненных по этой технологии монет не хуже отчеканенных. Но и у чеканенных копий есть слабое место, по которому можно идентифицировать фальшивку, – это гурт (боковая поверхность) монеты. Причина все та же – невозможность полностью повторить технологический процесс изготовления оригинала.

Чаще всего подделываются золотые монеты, так как золото очень хорошо льется. Серебряные и медные монеты воспроизводят путем копирования штемпеля. Хорошие медные подделки появились лишь лет восемь назад благодаря техническим новшествам, ведь медь очень сложна в обработке. Отличные копии платиновых монет – 3, 6 и 12 рублей 1828–1845 гг. – стали появляться в 80-х гг. XX в. Поэтому для выявления этих подделок приходится использовать спектральный анализ, который показывает количество примесей в драгметалле. Платина середины XIX в. отличается от современной процентным содержанием примесей.

Однако прибор для спектрального анализа стоит $25 000–50 000, поэтому он имеется далеко не у каждой нумизматической организации. К платиновым монетам, продаваемым фирмой “Монеты и медали”, прилагается результат такого анализа.

Встречаются и другие виды фальсификаций. Иногда из простой монеты пытаются сделать редкую путем исправления на оригинальной монете мелких частей, обычно убирая отдельные буквы либо, наоборот, дорезая их. Но любая реставрация монеты, в отличие от реставрации антиквариата, недопустима. Такая монета сразу теряет в цене. Даже небольшое вмешательство (заглаживание неровного поля, царапин) опытному специалисту всегда видно, не говоря уже о более крупном воздействии, к примеру заделывании дырок. Если фальсификация не вскрылась, то цена монеты может увеличиться на 100%, в противном случае цена падает почти до нуля. В последнее время стали появляться серебряные рубли Николая II, переделанные из обычных в полированные. Ведь стоимость простого николаевского рубля колеблется от $300 до $3000, а полированный рубль стоит как минимум $5000.

Основной способ отличить подделку от оригинала – это визуальный осмотр. Каждому нумизмату необходима 10-кратная лупа, можно использовать микроскоп. Очень важно иметь хорошую справочную литературу с качественными изображениями оригинальных монет – для сравнения. Наличие весов также необходимо, так как при изготовлении поддельных монет вес не всегда выдерживается. Умение отличать оригинал от подделки приходит лишь со временем, поэтому начинающему коллекционеру лучше приобретать монеты в специализированной фирме или магазине. При покупке необходимо получить сертификат подлинности, подписанный экспертами именно этой фирмы. Дополнительной гарантией подлинности является факт публикации предмета в аукционном каталоге.