Нефть в обмен на жизнь заложников


“Силы народных добровольцев” заявляют, что в интересах народности иджо пытаются установить контроль над добычей нефти на юге Нигерии. Они действительно пользуются поддержкой части местного населения, которая считает, что жители юга Нигерии, где добывается почти вся нигерийская нефть, получают слишком малую часть доходов от ее экспорта.

Лидер “нефтяных повстанцев” Докубо-Асари был арестован в сентябре 2005 г. по обвинению в государственной измене, после того как заявил о необходимости отделения юга Нигерии от остальной страны. После его ареста боевики “Сил народных добровольцев” начали захваты заложников из числа сотрудников зарубежных компаний, работающих в Нигерии. Кроме того, “нефтяные повстанцы” совершали диверсии на нефтепромыслах, требуя от властей освободить Докубо-Асари.

Под удар боевиков 3 июня попали и российские граждане, которые были похищены южнее города Икот-Абаси в штате Аква-Ибом на юго-востоке страны. Боевики захватили заложников, прорвавшись на территорию охраняемого поселка, где живут сотрудники завода “Алскон”, принадлежащего российской компании “Русал”. Позднее похитители позвонили в российское посольство и сообщили, что захваченные россияне живы и чувствуют себя хорошо.

В начале недели повстанцы освободили 12 иностранных заложников, среди которых трое британцев, пять граждан США, два индийца и еще два иностранца. Боевики объявили перемирие, заявив, что намерены вступить в политический диалог с правительством вновь избранного президента Нигерии Умару Яр’Адуа. Пресс-секретарь “Русала” Вера Курочкина тогда сообщила “РИА Новости”, что среди освобожденных иностранцев нет россиян.

В связи с нежеланием навредить сотрудникам “Русала”, остающимся в нигерийском плену, российские аналитики предпочитают воздерживаться от официальных комментариев. На условиях анонимности один из них сообщил, что после освобождения Докубо-Асари ситуация может только ухудшиться, поскольку нигерийские власти пошли на поводу у боевиков и выполнили одно из их требований.

Ведущий аналитик по рынку нефти Международного энергетического агентства Дэвид Файф также сомневается, что прежний объем производства нефти будет восстановлен, а иностранные компании смогут быстро вернуться в Нигерию.