Партийное задание


ФНПР подозревает “Справедливую Россию” в попытках разрушить организацию изнутри. Программные документы партии Миронова предусматривают создание новой системы профсоюзов, говорится в директиве, подписанной зампредседателя ФНПР Олегом Нетеребским. Документ имеется в распоряжении “Ведомостей”. Демонтаж организации эсеры готовы начать, работая с территориальными организациями, предупреждает профсоюзное руководство.

Поэтому руководителям членских организаций федерации не рекомендуется встречаться с руководством “Справедливой России” “до согласования противоречий на уровне ФНПР”. “Справедливая Россия” использует профсоюзы как средство в политической борьбе с “Единой Россией” – партией, с которой ФНПР сотрудничает давно и плодотворно, предостерегают авторы директивы.

В качестве доказательства недобрых намерений эсеров авторы директивы ссылаются на заявление Миронова о необходимости создания новых профсоюзов, сделанное им в октябре 2006 г. на учредительном съезде партии. Политолог Алексей Макаркин напоминает, что в ноябре 2006 г. на съезде ФНПР эсеры попытались пролоббировать кандидатуру лидера, альтернативную действующему председателю федерации Михаилу Шмакову. А ФНПР в ответ отозвала приглашение на съезд, направленное Миронову.

Нетеребский объясняет, что директива появилась после того, как стало известно, что федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленобласти готовится подписать соглашение о взаимодействии с Мироновым. В итоге территориальная организация профсоюзов не подписала соглашения, добавляет он, но Миронов заключил соглашение с организацией “Единство ради прогресса” (ЕРП), которая учреждена профсоюзами и объединяет 20 из 43 организаций региона.

Директива – это не руководящее указание, а рекомендация, уточняет Нетеребский: по уставу профорганизации (по крайней мере те, которые имеют статус юридического лица) могут вести вполне самостоятельную политику в области взаимодействия с политическими партиями. Но ФНПР вправе давать им рекомендации. “Есть элементарное правило: хотите сотрудничать – есть центральный офис”, – заключает он.

Исполнительный директор санкт-петербургского общественного объединения “Единство ради прогресса” Андрей Большев говорит, что директива была воспринята на местах “неоднозначно” – такого рода распоряжений в регионах даже не припомнят. ЕРП – общественная организация, которая создавалась как “политическое крыло” профсоюзов и может себе позволить большую свободу, добавляет он.

Давать директивы о сотрудничестве профсоюзов с конкретными партиями недальновидно, уверен председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук. “Профсоюзы должны защищать социально-экономические интересы всех своих членов, делая это через разные партии”, – говорит он.

“Единая Россия” не претендует на монополию в области взаимоотношений с профсоюзами, объясняет зампред ФНПР на общественных началах и депутат-единоросс Андрей Исаев. Но профсоюзы как единая структура воспринимают в качестве партнера именно “Единую Россию”: в отличие от других партий она не пытается ими руководить, добавляет он.

Такие письма – дележ выгодного пропагандистского актива, считает зампред ЦК КПРФ Иван Мельников. Непосредственной опасности раскола в ФНПР не существует, уверен Макаркин. Но при этом ФНПР может утратить доминирующее положение на рынке: получив поддержку “Справедливой России”, альтернативные профсоюзы могут выйти из состояния маргинальных.