Проверка на коррупцию


Часть работы, позволяющая анализировать коррупциогенность в законах, была сделана еще в 2004 г., рассказывает соавтор методики, руководитель направления по административной реформе ЦСР Владимир Южаков, новая же версия позволяет анализировать еще и подзаконные акты – в них содержится большая часть коррупционных норм.

В методике выделены 22 типичных коррупционных фактора, они поделены на четыре категории: связанные с реализацией полномочий органов власти, правовые пробелы, факторы системного характера и проявления коррупциогенности.

Наиболее частый фактор – компетенция чиновника по формуле “вправе”, когда тот по своему усмотрению может совершить действие, а может и нет, и мы рекомендуем заменить “вправе” на “должен”, приводит пример Южаков.

Объем коррупции в 40 регионах России в 2002 г. составил 520,9 млрд руб. (четверть расходов бюджета), сейчас он вырос пропорционально госрасходам, говорит гендиректор Transparency International Russia Елена Панфилова, а откаты при госзакупках, по самым скромным подсчетам, составляют 15% (345 млрд руб. от объема 2006 г.).

Минэкономразвития участвовало в разработке методики и использует ее с 2004 г. при анализе проектов административных регламентов (нормативные акты, описывающие порядок исполнения функций чиновником), говорит начальник отдела реформирования госслужбы ведомства Максим Паршин.

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) методику используют с апреля этого года, говорит начальник управления ведомства Людмила Солонцова.

В администрации Тверской области пользуются методикой ЦСР с начала 2007 г. Пока проверяем только принимаемые нормативные акты, но вскоре планируем проанализировать и уже существующие, замечает начальник контрольно-аналитического комитета Александр Шеин.

В нашей практике самая распространенная ошибка – недостаточно четко прописана процедура по срокам, есть люфт для чиновника, говорит Шеин: “Например, имеет место вилка в принятии решений, тогда рекомендуем оставить одну дату”.

В прошлом году проводили опрос компаний и своих сотрудников, рассказывает Солонцова: “Основной фактор – вилка штрафов в Административном кодексе”. Стараемся сделать методику расчета гласной, чтобы процедура была понятна компаниям, с которыми мы работаем, заключает она.

Наиболее коррупционна процедура согласования, особенно сходно-разрешительной документации, считает исполнительный директор “ОПОРы России” Дина Крылова: “В этой сфере многое остается на усмотрении чиновника, а согласование может длиться годами”.

По словам Паршина, проект методики, созданный на основе разработки ЦСР Минюстом совместно с Минэкономразвития, проходит согласование. В ближайшее время он будет одобрен правительством и станет обязательным для всех госструктур, предполагает он. “Если провести по этой методике анализ всего законодательства, с госслужбы уйдет большая часть недобросовестных чиновников”, – уверена Крылова.