“Транснефть” сэкономит на трубе


В начале года “Транснефть” планировала, что ее финансовые обязательства в 2007–2010 гг. превысят 1,311 трлн руб. Такой план компания раскрыла в февральском инвестмеморандуме для выпуска дебютных еврооблигаций на $1,3 млрд. Но новый план по расходам оказался на 172 млрд руб. меньше – 1,14 трлн руб. Такие данные приведены в июньском меморандуме к новому выпуску еврооблигаций (его копия есть у “Ведомостей”).

Серьезнее всего “Транснефть” снизила план по расходам на погашение долгосрочных и краткосрочных займов – на 98,3 млрд руб. Вторая статья экономии – закупки (на 73,5 млрд руб. меньше). Почему пересмотрен бюджет по этим статьям, в меморандуме не указывается.

В 2007–2008 гг. такая экономия обеспечена комплексом технических решений по основной статье расходов – строительству трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), заявил “Ведомостям” вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев. В прежней версии бюджета учитывались расходы, рассчитанные по аналогичным стройкам. Но технологии, применяемые при строительстве ВСТО, удешевили стоимость проекта, объясняет он. В этом году “Транснефть” планирует потратить на ВСТО 147,09 млрд руб. против 198,74 млрд руб., запланированных ранее, указывается в меморандуме компании. Правда, план по расходам на 2008 г. немного превышает прежний – 68,47 млрд руб. против 63,64 млрд руб. (все суммы с учетом НДС). Эта корректировка связана с переносом ввода части объектов, уточняет Григорьев.

Строительство первой очереди ВСТО стартовало в 2006 г., завершить его планируется в конце 2008 г. На этом этапе длина трубы составит 2757 км, мощность – 30 млн т нефти в год, стоимость – порядка 300 млрд руб. (в ценах 2006 г.). В 2006 г. “Транснефть” уже потратила на эту стройку 87,73 млрд руб. – на 352 млн руб. меньше предыдущего плана.

Стоимость второго этапа ВСТО (2100 км до Тихого океана и увеличение мощности до 80 млн т в год) “Транснефть” до сих пор не подсчитала.

В числе перспективных проектов “Транснефть” называет северный нефтепровод Харьяга – Индига длиной 430 км и общей стоимостью около $2,2 млрд руб., а также вторую очередь Балтийской трубопроводной системы на 1157 км, расчеты по которой еще ведутся (первая очередь стоила $2,5 млрд).

До 2006 г. капитальные вложения “Транснефти” составляли порядка 50–60 млрд руб. в год. А только на ремонт и обслуживание сегодняшней сети трубопроводов “Транснефти” нужны $13 млрд на 2007–2011 гг., т. е. в среднем $2,6 млрд в год, посчитали аналитики Банка Москвы.

Экономия на закупках – отличная новость для “Транснефти”, отмечает аналитик “Атона” Артем Кончин. Но на акциях монополии это вряд ли скажется, оговаривается он. Слишком низок интерес инвесторов к бумагам “Транснефти” из-за того, что она так и не стала по-настоящему публичной компанией и не заинтересована в росте капитализации.