Чего хочет “Газпром”

Чиновники расчищают поляну для “Газпрома”/ SMART MONEY

Минпромэнерго уже поддержало “Газпром”, утверждают два сотрудника этого министерства. Проекты требуют серьезных инвестиций, объясняет один из них. На освоение Чаяндинского месторождения и участков “Сахалина-3”, прежде чем на них начнется добыча газа, нужно порядка $10 млрд, подсчитал начальник аналитического отдела “Брокеркредитсервиса” Максим Шеин.

В начале мая предправления “Газпрома” Алексей Миллер попросил правительство передать газовой монополии без конкурса лицензии на два месторождения из нераспределенного фонда недр – Чаяндинское и “Сахалин-3”, рассказали “Ведомостям” два чиновника профильных ведомств: 25 мая первый вице-премьер Дмитрий Медведев поручил Минприроды, Минпромэнерго и Минэкономразвития рассмотреть обращение Миллера до июля.

Ответы Минэкономразвития и Минприроды еще не готовы, говорит чиновник Минпромэнерго. Представитель Минприроды прокомментировать это затруднился, комментарии Минэкономразвития получить не удалось.

В пятницу Чаянда и “Сахалин-3” стали центральной темой выступления зампреда правления “Газпрома” Александра Ананенкова на заседании правительственной комиссии по ТЭКу. Лицензии на эти активы нужны “Газпрому” уже в этом году, чтобы с 2008 г. начать их обустройство и запустить добычу как можно скорее, заметил он. По плану “Газпрома” и Минпромэнерго, изложенному в Восточной газовой программе, промышленная добыча газа на Чаяндинском месторождении должна начаться в 2016 г., на “Сахалине-3” – в 2014–2023 гг. Вместе с Ковыктой, вводить которую предполагается в 2017 г., они должны давать к 2020 г. минимум 57,7 млрд куб. м газа в год.

Премьер Михаил Фрадков, похоже, готов был поддержать концерн. “Сегодня все готовы отдать эту роль [оператора в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке] “Газпрому”, – отметил Фрадков. – Лучше сделать это открыто, чем толкаться за месторождения”. Но министр природных ресурсов Юрий Трутнев был настроен скептически: передача лицензий без конкурса – это коренное изменение законодательства, заметил он.

Чиновник Минпромэнерго с этим не согласен. Закон “О недрах” не предусматривает прямую передачу лицензий, но в документе есть оговорка, что лицензии на месторождения “федерального значения” выдаются по порядку, установленному “федеральными законами”. В России есть закон “О газоснабжении”, по которому такие месторождения могут передаваться без конкурса “организации – собственнику Единой системы газоснабжения”, т. е. “Газпрому”. От платежей за лицензию это не освобождает, но расчеты по ним еще не готовы, заключает собеседник “Ведомостей”.

Еще одно гигантское газовое месторождение – Ковыктинское тоже вот-вот достанется “Газпрому”. В ближайшие две недели ТНК-BP рассчитывает договориться с монополией о вхождении последней в проект, рассказали “Ведомостям” два менеджера британско-российской компании. Причем переговоры идут не только с ТНК-BP, которая может сократить свою долю до 25–33%, но и с “Интерросом” и Иркутской областью, уточнил близкий к ТНК-BP источник.

Представитель “Газпрома” Сергей Куприянов говорит, что концерн продолжает “контакты” с акционерами “Русиа Петролеум”. В пятницу зампред правления “Газпрома” Александр Медведев встречался с исполнительным директором ТНК-ВР по развитию газового бизнеса Виктором Вексельбергом, но никаких договоренностей достигнуто не было, добавил Куприянов.

Представители ТНК-ВР и администрации Иркутской области комментировать переговоры не стали, представитель “Интерроса” Лариса Зелькова заверила, что ее компания “в такого рода переговорах не участвует”.