НА КОНТИНЕНТАХ: Европа требует зрелищ


В последние годы в Бельгии реконструируются существующие театры, а вновь строящиеся становятся центрами общественного притяжения. Два брюссельских театра, созданных с интервалом по времени более века, сыграли решающую роль в объединении жителей города по интересам.

Хорошо забытое старое

Фламандцы, составляющие в Брюсселе меньшинство, всегда хотели иметь свой театр. Но власти считали эту идею непозволительной роскошью. В 1860 г. мэр Брюсселя Фонтена подал запрос в правительство с просьбой переоборудовать старое здание арсенала на ул. Lakensestraat в театр. Начались хорошо знакомые москвичам споры по поводу федеральной и муниципальной собственности. Бельгийское правительство считало, что арсенал – федеральная собственность, а мэр – что городская. Дело сдвинулось с мертвой точки только при новом мэре – Шарле Буле, когда известный архитектор и дизайнер Жан Баэ наконец-то получил задание на разработку проекта театра.

Здание в стиле фламандского неоренессанса было построено в 1883–1887 гг. “Сырьем” для строительства театра стала оружейная мастерская (тот самый арсенал), построенная еще в 1780 г. Здание сохранило оригинальный фасад старого склада, но Баэ прославился использованием современных материалов, как, например, сталь и оригинальной, но надежной по тем временам системой эвакуации при пожаре. В годы строительства здания проблема пожарной безопасности стояла на первом месте – в 1881 г. в Вене в результате возгорания в театре погибло 450 человек, а в Ницце – 200. Противопожарная концепция Баэ состояла в том, чтобы связать ступенчатые фасады с их наружными балконами, в свою очередь связанными друг с другом лестницами. Подобная конструкция обеспечивала оригинальную и эффективную систему эвакуации.

Годы шли, изменялись и требования к противопожарной безопасности. И в 1955 г. здание театра Koninklijke Vlaamse Schouwburg (KVS) все-таки пострадало от огня. Хотя в 1958 г. оно было восстановлено, общий облик театра был далек от эстетического и конструктивного совершенства: скучный дизайн, ориентированный на максимальную заполняемость. Зал не соответствовал актуальным требованиям в части сценографии и визуальных эффектов. Тем не менее в таком обличье театр KVS просуществовал еще почти 40 лет. Только в конце 1990-х было принято решение о необходимости обновления Королевского фламандского театра, заказчиком проекта реконструкции которого стала администрация г. Брюсселя. Реконструкция здания KVS и строительство новой пристройки стало частью амбициозной программы, призванной оснастить театр необходимой современной инфраструктурой, которая, в свою очередь, позволила бы ставить более технически совершенные представления.

Хотя в тендере на реконструкцию KVS участвовал знаменитый французский архитектор Жан Нувель, победило бельгийское архитектурное бюро A.2R.C. Ввиду сложности проекта и объема работ его реализация растянулась на четыре года, с 2002 по 2006 г. Инвестиции в проект составили 50 млн евро.

Реконструкцию театра KVS выполнило архитектурное бюро A.2R.C в партнерстве с бюро B.O.A. Сущность проекта состояла в реставрации главного здания театра наряду с достройкой вспомогательного корпуса, в котором разместились репетиционный зал, административные помещения и предприятия сферы обслуживания. В ходе реконструкции площадь театра увеличилась практически вдвое (площадь существовавшего здания – 4436 кв. м, а площадь нового корпуса – 5168 кв. м).

По словам управляющего партнера компании Buildings & Data Жоржа Бинде, фасад театра в ходе реконструкции сохранился, хотя и претерпел обновление. То же можно сказать и о фойе (бар и лобби) и парадной лестнице внутри старого здания. “Собственно театр – залы и механизмы – новые, – отмечает Бинде. – Они построены внутри бетонного кокона, поселившегося в теле старого здания.” Новый зал на 500 мест в итальянском стиле, решенный в черно-белых тонах, оснащен модульной мобильной системой, позволяющей варьировать постановки, изменяя положение как актеров, так и зрителей.

Новая концепция зала основана на опускании уровня сцены на 2,4 м. Понижение уровня сцены наряду с расширением фундамента арсенала позволяет существенно облегчить процедуру смены декораций и реквизита. В KVS причудливым образом смешиваются старое и новое. Зал, ограниченный существующими стенами (перегородками), отделяет фойе от атриума, который пересекают внутренние

переходы, существующие как продолжение переходов внешних, обеспечивающих собственно доступ в зал. Многофункциональный зал вмещает 180 зрителей непосредственно под металлическим куполом театра.

Достроенная в ходе реконструкции часть здания играет на контрасте между старинной основой и новым, фантастическим таинственным объемом, напоминающим металлический кокон. Новое здание-пристройка состоит из трех вспомогательных объемов. Первый – для нужд артистов, второй – для администрации и третий, главный объем содержит три зала, наслаивающиеся один на другой. Это большой репетиционный зал, танцзал (зал для танцевальных представлений) и зал на 200 мест, сконструированный по типу черного ящика, предназначенный для современных постановок. Дополнительный уют и спокойствие создают два внутренних сада. Проход между двумя зданиями – старым и новым – открывает вид на набережную Quai aux Pierres de Tailles. В то же время внутрь не проникает шум с улицы и со стороны фасадов.

Деревня, но культурная

Бельгийский район Wolube известен еще с древних времен: здесь найдены следы человека, относящиеся к бронзовому веку. Однако в современном виде эта территория появилась в XYII в., когда представители знати и зажиточного духовенства из Брюсселя стали строить на территории Wolube замки. Сегодня муниципалитет Woluwe-Saint-Lambert – один из 19, входящих в состав Брюссельского столичного округа. Он прославился тем, что здесь была создана настоящая культурная деревня.

Идея культурной деревни Wolubilis проста: сделать культуру массовой. Для этого необходимо, чтобы тематических программ и мероприятий существовало как можно больше, а сами они были как можно разнообразнее. Тяга к культуре и цивилизованным местам встреч у жителей муниципалитета Woluwe-Saint-Lambert существовала всегда. В 1980-е гг. она стала особенно явной. Не хватало концертных и конференц-залов, помещений для мастерских и клубов художественной самодеятельности.

В 1982 г. королевский Атенеум муниципалитета Woluwe-Saint-Lambert освободил помещения на задворках торгового центра – группу плохоньких домишек. Тем не менее в них за неимением лучшего переехали некоторые культурные ассоциации. Примечательно, что вскоре их активность возросла настолько, что они основали популярный центр культуры и искусства Chantier du Temps Libre. Однако настало время для реализации новой, более прогрессивной концепции, с инициативой которой выступило объединение культурных ассоциаций Culture et Temps Libre.

Всего через полтора года после официальной закладки первого камня на месте бывшего Chantier du Temps Libre возникла маленькая деревушка, очень быстро вписавшаяся в ландшафт городских окраин Брюсселя. Инициатива жителей восточного муниципалитета Брюссельского столичного округа Woluwe-Saint-Lambert состояла в том, чтобы построить культурный центр, который вместил бы многочисленные ассоциации и стал местом притяжения проведения зрелищных мероприятий.

По словам экс-бургомистра муниципалитета Woluwe-Saint-Lambert Жоржа Дезира, идея проекта культурной деревни вынашивалась уже давно. “Первый проект был представлен в 1979 г., и с тех пор культурные ассоциации ни на минуту не оставляли идею создания комплекса, в рамках которого могла бы вестись их деятельность, – отмечает Дезир. – Сегодня эта задача выполнена”. На месте старых бараков, в которых временно обосновались художественные мастерские и культурные ассоциации, был построен целый квартал.

Расположенная на подступах к брюссельскому аэропорту культурная деревня представляет собой впечатляющие ворота на восточном въезде в город. Проект Wolubilis был разработан архитектурным бюро A.2R.C. Созданная как место встреч по интересам и торжество креатива культурная деревня Wolubilis расположена на масштабном участке и включает в себя квартал студий Temps Libre, клубы для взрослых и детей под эгидой культурного центра Wolu-Culture. Клубы подразделяются на танцевальные, театральные и специализирующиеся на декоративно-прикладном искусстве. Однако подлинным центром комплекса является гигантская подчеркнуто современная волнистая структура – здание театра на 493 места.

Примечательно, что это единственный театр, созданный в Брюссельском столичном округе за последние 40 лет. Один из авторов проекта – партнер архитектурного бюро A.2R.C Мишель Ферлифден считает, что главной достопримечательностью театра является его трансформирующаяся сцена площадью 320 кв. м. Выполненная с учетом последних требований к современным сценическим постановкам сцена делает возможным демонстрацию как танцевальных, так и классических театральных постановок, не говоря уже о всевозможных презентациях и конференциях.

Составной частью культурной деревни является расположенный на заднем плане Wolubilis жилой квартал Les Marquises,

в состав которого входит шесть малоэтажных домов (83 апартамента) класса de luxe. Общая площадь жилого комплекса Les Marquises составляет 11 000 кв. м, инвестиции в проект – 13 млн евро. В комплексе присутствуют 1–3-комнатные апартаменты, 3-комнатный дуплекс и пентхаусы. Каждая резиденция оснащена просторной террасой. Кроме того, здесь находятся многочисленные офисные и торговые помещения, школы и перехватывающая парковка. В состав проекта входят как общественные, так и частные сады, предназначенные для свободного использования или для жителей комплекса. Большие террасы вдоль фасадов и на крыше позволяют жильцам чувствовать себя “на природе”, гордо называясь при этом горожанами. Комплекс только выигрывает от естественных возвышенностей и низменностей территории. Крыши нижних уровней становятся террасами для верхних уровней, превращаясь в пятый фасад. Спроектировав общественную площадь (агору) и театр в нижнем уровне, архитекторы позволили жителям апартаментов наслаждаться видами на весь ансамбль в целом.

В целом театр изменил не только жизнь обитателей муниципалитета, но и его статус. Хотя комплекс культурной деревни считается сегодня элитным районом, ранее на этом месте десятилетиями находились заброшенные бараки. Многофункциональный комплекс Wolubilis / Les Marquises распространяет вокруг себя ненавязчивый “аромат культуры”, против которого невозможно устоять. Wolubilis резко контрастирует с сохранившимися по соседству унылыми башнями постройки 1970-х.

Театр на 493 места стал своеобразным маяком: днем он привлекает внимание своеобразным обтекаемым дизайном, являясь визуальным центром агоры, а ночью мерцает большими цветными окнами.

По словам Ферлифдена, идея обтекаемого дизайна театра имеет целью создать подчеркнуто городской пейзаж на въезде в город, через который ежедневно проходят и проезжают многочисленные жители Брюсселя и его гости. Вместе с тем под маской городского скрывается вполне дружественный к окружающим многофункциональный ансамбль, организованный вокруг вновь созданной общественной агоры. Театр служит для защиты ансамбля от шума основных магистралей.

Театр и магазины расположены на существующем уровне улицы. Одни магазины выходят на общественную площадь, другие – на проспект Paul Hymans, являясь ненавязчивым продолжением расположенного по соседству шопинг-молла. Тематический ресторан Cook and Book представляет собой удачный опыт совмещения двух удовольствий – чтения и еды. Ресторан имеет уличную веранду, которая превратила площадь в новое место встреч в районе, по которому в недалеком прошлом избегали ходить пешком.

Войти на территорию комплекса можно через общественную площадь, позади которой размещены художественные мастерские и многочисленные жилые здания; за ними, в свою очередь, следуют элитные жилые дома. По мнению представителей архитектурного бюро B.O.A., принимавшего участие в работе над проектом культурной деревни, произвольное смешение художественных мастерских и всевозможных жилых зданий в центральной части комплекса предоставляет определенную свободу для дальнейшего развития территории.

Комплекс Wolubilis был торжественно открыт в 2006 г. Примечательно, что глава муниципалитета, долгие 29 лет поддерживавший идею создания проекта, через несколько месяцев после его открытия ушел в отставку со спокойной душой. Культурная миссия была выполнена.

Временно или постоянно

Понятие культурной деревни не ново. Населенные пункты, к которым можно применить такое определение, существуют повсюду. Есть и общеевропейское движение “Культурная деревня”. Первой такой деревней стала датская деревня Tommerup. Это произошло в 1996 г., когда Дания была признана культурной столицей Европы. 7 июня 2000 г. движение получило новое развитие – в Брюсселе прошла встреча представителей девяти европейских культурных деревень. Сегодня руководящим органом движения “Культурная деревня” является Совет градоначальников, в состав которого входят 11 мэров европейских культурных деревень. Важным элементом их развития является индустрия гостеприимства. Ежегодно одной из них выпадает возможность принять зарубежных гостей из других культурных деревень. В этом году “первые парни на деревне” встретились в конце мая в очередной “деревне года”, которой стала венгерская культурная деревня Palkonya. Главным празднеством стал винный фестиваль “Открытые погреба”. В июле здесь пройдут открытые уроки декоративно-прикладного искусства для молодежи, а осенью – дни урожая.

Существуют культурные деревни и как временные образования. Это явление очень распространено во Франции, где время от времени в городах и районных центрах устраивают фестивали культуры. Организуются культурные деревни и в университетских городах и кампусах. В отличие от традиционного понятия культурной деревни, включающего в себя историко-этнографический аспект, культурные деревни в Бельгии призваны сделать массовую культуру фундаментом новой общности.