ОРИЕНТИРЫ: Мегавыбросы мегаполисов


Увеличение городского населения и опережающий рост мегаполисов – общемировая проблема. По данным департамента народонаселения ООН, в 1975 г. на земле было всего три агломерации с населением свыше 10 млн человек, 15 – от 5 млн до 10 млн и 163 города с населением от 1 млн до 5 млн человек. А в 2005 г. – уже 20, 28 и 335 соответственно. По прогнозам экспертов, тенденция продолжится и к 2015 г. на земле будет уже 22 10-миллионных агломераций, 39 – размером поменьше и 460 “простых” мегаполисов. Доля городов с числом жителей свыше 1 млн человек в населении земли выросла с 12% в 1975 г. до 19% и увеличится до 21,5%.

Такая концентрация населения не может обойтись без отрицательных последствий. С ощутимым ростом населения за счет притока жителей из глубинки сталкивается не только Москва. Крупнейшие мировые мегаполисы (российская столица входит в число 20 крупнейших городов мира) испытывают разные трудности. Агломерации развивающихся стран Африки и Азии, в том числе индийские Мумбай и Калькутта, прирастают за счет обитателей трущоб и фавел. Количество их жителей ежегодно увеличивается на 27 млн человек и, если не принять срочных мер, достигнет к 2020 г. 1,4 млрд человек. Что чревато социальным взрывом и массовыми эпидемиями. В других мегаполисах ключевыми являются транспортные и жилищные проблемы.

Однако почти все крупные города имеют общую проблему – экологическую. Одно из ее проявлений – это увеличение выбросов парниковых газов в атмосферу из-за растущей численности личного и общественного транспорта. Города дают 80% объема этих выбросов. Если нынешние тенденции сохранятся, по прогнозу рабочей группы международной комиссии по изменению климата ООН, к 2030 г. в сравнении с 2000 г. выбросы могут вырасти на 25–90%. А это вызовет новую волну миграции, вызванную неблагоприятными климатическими факторами и, как следствие, подтоплением и наводнениями в одних местностях и, наоборот, опустыниванием других.

Не случайно мэры 46 крупнейших городов мира (в том числе и Москвы) объединились в ассоциацию C40, в рамках которой пытаются бороться с последствиями изменений климата. Резолюция очередной конференции C40, прошедшей в середине мая в Нью-Йорке, предполагает сокращение к 2030 г. на треть выбросов парниковых газов в атмосферу.

Власти некоторых мегаполисов уже немало сделали в этом направлении. В частности, мэр Лондона Кен Ливингстон ввел плату за въезд личных автомашин в центр города. В Париже строительство трех линий скоростного трамвая привело к сокращению автотрафика на направлениях его движения на 25–30%. Мэр Лос-Анджелеса намерен ввести в эксплуатацию безопасные для природы источники энергии и предложить горожанам альтернативу личного автотранспорта. Для сокращения выбросов мегаполисами беднейших стран фонд Билла Клинтона готов выделить $5 млрд. В частности, на эти деньги планируется перевести теплоснабжение на безопасное топливо, построить солнечные электростанции в Аддис-Абебе. Похожие проекты есть для индийских городов и других южных мегаполисов. Мэр бразильского города Куритиба намерен пересадить жителей с частных автомобилей на метро и другой экологически чистый транспорт.

Мэр Москвы Юрий Лужков в конференции не участвовал. По официальной версии, которую озвучили в мэрии некоторым СМИ, столичный градоначальник обиделся на отказ нью-йоркского коллеги Майкла Блумберга в личной встрече. Однако не исключено, что неучастие вызвано совсем иными причинами. На конференции, посвященной борьбе с выбросами углекислого газа и метана, Юрию Лужкову было бы трудно объяснить продолжающееся сокращение в Москве трамвайных линий при росте использования автобусов, маршруток и непринятии действенных мер по ограничению личного автопарка, который увеличивается в последние годы едва ли не в геометрической прогрессии.