Странные девочки


Москвичка Полина Волошина закончила факультет кинодраматургии ВГИКа, сделала вполне успешную карьеру телесценариста, но в 2004 г. с телевидения пришлось уйти. “У меня образовалось много свободного времени, и я начала лепить кукол. Первую сделала для сына из муки, смешанной с солью, потом перешла на пластику. Хотелось, чтобы куклы были подвижными, я делала в них дырочки и крепила руки и ноги на шляпных резинках, – вспоминает Волошина. – Я дарила кукол друзьям и все чаще слышала, что раздавать их неправильно, что надо на куклах зарабатывать. Но я совершенно не понимала, как это делать”.

Проверка на прочность

Понимание пришло вместе с появлением инвестора, который предложил Волошиной организовать производство. “Мне казалось, он сумасшедший, а я потрачу все его деньги”, – вспоминает Волошина. Тем не менее она справилась с эмоциями и занялась проектом. Первые $200 000 были потрачены на аренду мастерской, покупку оборудования, расходные материалы и зарплату сотрудникам.

“Я долго искала людей. В итоге оказалось, что мне нужны не кукольные мастера, а скорее ювелиры, потому что им приходится работать с литьем и шлифовкой”, – рассказывает Волошина. Она нашла специалиста по художественному литью Радислава Гайдука, который сейчас работает главным технологом компании. “Радислав – человек с золотыми руками, он догадался, что нам нужен особый пластик: имитирующий дорогой материал, типа слоновой кости”, – объясняет Волошина. Образцы пластика заказывались маленькими партиями по всему миру, смешивались, а потом полученные детали проверялись на прочность прямо в мастерской – Волошина изо всей силы кидала их в кирпичную стену.

Метаморфозы хобби

Имя куклам Волошиной придумал дизайнер Артемий Лебедев: взял вторую половинку выражения “кукла-мукла”. “Мы еще долго думали, как эту “муклу” писать, – вспоминает директор компании Mooqla Светлана Щедрина. В августе 2006 г. была зарегистрирована компания Mooqla, в которой появился директор – Светлана Щедрина, врач, занятая в фармацевтическом бизнесе. Mooqla для Щедриной – параллельный проект, который до сих пор слегка смущает ее несерьезностью. “Полина – перфекционист, она каждую деталь стремится доводить до совершенства, иногда в ущерб времени, поэтому на бизнес-шаги ее все время приходится подталкивать”, – делится Щедрина. “Светлане досталась непопулярная роль, – улыбается Волошина, – она поменяла команду, всех торопила, следила, чтобы мы укладывались в сроки. Так хобби превратилось в работу”.

“Один человек может в день сделать не больше двух кукол: шлифовка и соединение деталей – тяжелый труд. Тут нужны мужчины с сильными пальцами, девушки не выдерживают”, – рассказывает Щедрина. Получается кукла высотой 40 см и весом 1 кг. Сочетание размера и веса, а также подвижность куклы создает ощущение, что она как живая.

Девочки с характерами

Волошина создала коллекцию из шести кукол. В их персонификации поучаствовали писатели Линор Горалик и Станислав Львовский. “Мы придумали частную школу Миллвер-Оакс, где живут шесть учениц, о каждой из которых можно рассказать захватывающую историю”, – вспоминает Горалик.

Был создан сайт компании с фотографиями и историей каждой куклы. Например, кукла Лиза замкнута и неразговорчива, Таня коллекционирует оружие и, по легенде, даже перерезала горло птенцу, Анна покупает одежду тоннами, Майя беседует с цветами и птицами о Слове Божьем. “Эти намеки на порочность – отнюдь не коммерческий ход, – признается Волошина, – скорее наоборот, мой внутренний мир, выраженный в этих историях, стал коммерческим ходом. Правда, я не рассчитывала, что дети будут это читать. Но как-то мне рассказали о девочке, которая, прочитав на сайте историю про птенца, горько рыдала. И я решила отказаться от явных провокаций. “Сдвиг” у куклы не должен отражаться на детской аудитории”.

“Даже в таких историях я не нахожу ничего страшного, – считает психолог школы для одаренных детей “Лига школ” Софья Цеге фон Мантейфель, – девочки могут проецировать на кукол личные проблемы”.

Игрушка для взрослых

Первых покупателей Mooqla находила через сайт, который продвигался посредством баннерной рекламы. “За полгода у сайта было почти 800 000 только русских посетителей”, – говорит Щедрина. На сайте есть интернет-магазин, в котором куклы продаются по цене от 10 530 руб. до 13 230 руб. Самая дорогая – кукла Заяц, девочка без истории, но в вязанном вручную комбинезоне с ушками и хвостиком.

В октябре 2006 г. продукция Mooqla была представлена на Втором международном салоне кукол, где получила приз “Лучший креативный проект года”. Там же Mooqla заключила первый розничный контракт с кукольной галереей Карины Шаншиевой. “Это первый проект такого уровня на нашем кукольном рынке, и он мне сразу понравился”, – говорит Шаншиева. “Целевую аудиторию мы нащупывали постфактум, – рассказывает Щедрина, – и выяснили, что это молодые женщины 25–30 лет”. 30-летний фотограф Алена Прохорова – обладательница трех мукол. “Их любят мои ровесницы, наверное, они помогают нам уйти от реальности, от быта”, – рассказывает Прохорова, которая фотографирует мукол и даже шьет им одежду.

Дорога к людям

Щедрина с Волошиной отправились в Китай на Shanghai Toy Expo, где Mooqla заключила выгодный контакт с французским закупщиком. Этой осенью муклы появятся в Galeries Lafayette и будут представлены на знаменитой выставке Maison et Objet в Париже, где Mooqla, возможно, будет единственным экспонентом из России. В российской рознице куклы продаются в магазинах сети Bagatelle, в галереях Шаншиевой и “Русский кукольный дом”, скоро начнут продаваться в детском торгово-развлекательном центре “Винни” на Рублевке. “Наш покупатель ищет что-то новое, интересное, – говорит менеджер по закупкам ДТРЦ “Винни” Оксана Морозова, – а у этой куклы практически нет аналогов”.

За неполный год существования Mooqla продала около 500 кукол, заработав примерно $140 000. В рознице муклы стоят столько же, сколько и в интернет-магазине, хотя, по признанию Щедриной, розничные продажи компании менее выгодны. Чтобы привлечь новых покупателей в интернет-магазин, Mooqla периодически вывозит кукол в другие города на выставки-продажи. Там покупатель может купить куклу или подумать, а потом заказать через Интернет. “Мы только начали осваивать регионы”, – говорит Щедрина.

Экспансия без провокаций

“Годовой оборот российского рынка авторской куклы сейчас составляет около $100 млн, включая обороты галерей, выставок, аукционов, салонов и учебных центров, а также продажу специализированных материалов, – подсчитывает главный редактор журнала “Кукольный мастер” Ольга Лахина. – Последние годы этот рынок растет на 12–15% в год. Ожидается еще более существенный прирост, обусловленный включением в этот рынок регионов России”. “Пробиться на рынок сложно”, – говорит художник-кукольник Павел Яриловец, назвавший проект Mooqla чересчур буржуазным.

Щедрина – новичок в кукольном бизнесе, но она считает рынок неконкурентным. “Наша головная боль – не конкуренты, а то, что нам приходится решать массу непрофильных задач, – отмечает Щедрина. – В России сложно найти мелкие детали для кукольного производства из-за того, что у нас небольшие объемы, мы не можем заинтересовать оптовых поставщиков материалов”.

Несмотря на сложности, планы у компании Mooqla отнюдь не игрушечные. “Наша цель – мировая экспансия”, – смеется Щедрина. “Без явных провокаций”, – обещает Волошина.