“Алроса” готовит замену De Beers


Больше 50 лет у “Алросы” не было проблем с продажей сырья – все это время основным покупателем ее камней была южно-африканская De Beers. В торговые отношения компаний Еврокомиссия пыталась вмешаться дважды. В первый раз она предписала ежегодно снижать поставки в адрес De Beers на $75 млн (c $800 млн в 2003 г. до $275 млн в 2010 г.). Но в 2005 г. Еврокомиссия посчитала, что в 2006–2008 гг. “Алроса” должна сократить поставки в адрес De Beers с $600 млн до $400 млн, а к 2009 г. довести их до нуля. В этот момент “Алроса” начала активно разрабатывать собственную сбытовую политику.

Президент “Алросы” Сергей Выборнов рассказал “Ведомостям”, что большая часть алмазов будет продаваться через создаваемую в Москве торговую площадку. Когда она заработает, Выборнов не сказал. Он лишь отметил, что значительная часть алмазов будет продаваться в будущем по долгосрочным контрактам. “Алроса” будет сокращать число клиентов, “оставляя крупных, понятных, которые действительно могут поддерживать рынок”, говорит Выборнов, не называя будущее число покупателей и их имена. На сайте алмазодобывающей компании говорится, что ее постоянными российскими клиентами, ежегодно покупающими сырья больше чем на $13 млн, являются смоленский “Кристалл”, “Руиз Даймондс”, “Мосалмаз” и ЗАО “Альпро”.

Представитель “Алросы” добавляет, что ежегодно через московскую площадку может продаваться до 80% добываемых компанией алмазов. Оставшийся объем, по его словам, может частично продаваться через зарубежные торговые представительства “Алросы” – для мониторинга рынка, часть будут составлять разовые продажи. Саму торговую площадку представитель “Алросы” описывает так: “Это будет не только место, где клиент сможет посмотреть и купить камни. Здесь мы будем предоставлять весь перечень услуг, включая возможность банковского кредитования, таможенный сервис”.

Выборнов отмечает также, что создание такой площадки стало возможным после отмены экспортных квот на продажу алмазов, “раньше мы продавали примерно 50% De Beers, 50% – на внутренний рынок, сейчас же ситуация начинает кардинально меняться”.

Топ-менеджер алмазодобывающей компании называет желание “Алросы” продавать большую часть сырья через торговую площадку логичным шагом. Он напоминает, что так делает De Beers, у которой уже есть торговые площадки в Великобритании и ЮАР. “Алроса” вполне сможет существовать без De Beers, если не совершит грубых ошибок в строительстве новой сбытовой политики, уверен собеседник “Ведомостей”. А Выборнов отмечает, что если De Beers и дальше хочет покупать сырье российской компании, то для этого существуют “юридические возможности”. Ведь Россия не входит в Евросоюз и торговая площадка в Москве европейским законодательством не регулируется.