ЦИТАТА НЕДЕЛИ


Шеф Пентагона Роберт Гейтс фактически отклонил на прошлой неделе российскую инициативу об использовании Габалинской РЛС в Азербайджане для контроля за ракетной угрозой со стороны Ирана. Россия считает, что использование этой РЛС избавило бы США от необходимости устанавливать радар и противоракеты в Восточной Европе. Америка, судя по словам Гейтса, готова рассмотреть российскую инициативу лишь как некое “дополнение” к своим противоракетным вооружениям, которые она развертывает против Ирана (у которого, правда, пока нет ракет, способных долететь до Европы). Впрочем, американцы, наверное, не отказались бы от радара на Кавказе – но, естественно, своего.

Другая громкая инициатива президента Путина – высказанное им намерение заморозить выполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), если страны НАТО не ратифицируют “адаптированный” вариант ДОВСЕ, – также не нашла понимания. ДОВСЕ заключался между Организацией Варшавского договора и НАТО, и, после того как бывшие союзники СССР вступили в НАТО, в 1999 г. договор “адаптировали”, разрешив России иметь больше вооружений. Ни одна страна НАТО его до сих пор не ратифицировала. Созванная по инициативе России на прошлой неделе конференция участников ДОВСЕ не принесла результатов. Западные страны настаивают на том, что ратификация обновленного ДОВСЕ возможна только после вывода российских войск из Молдавии и Грузии. При этом вывод баз из Грузии идет полным ходом и Россия обещала закончить его до конца 2008 г. А в Молдавии осталось на постоянной основе всего около 1000 военнослужащих, которые занимаются охраной складов с просроченными боеприпасами.

Таким образом, российские инициативы в сфере безопасности отвергнуты. Означает ли это, что Россия, уже подкрепившая свои предложения испытанием двух новых типов ракет, втянется в ответ в гонку вооружений? Российские лидеры не раз обещали, что этого не будет, и имеющаяся информация о российских военных программах это подтверждает. Потенциал российских стратегических ядерных сил к 2015 г. значительно сократится, сотни ракет будут сняты с дежурства без замены. Из-за этого-то Москве и нужен прогресс в области контроля над вооружениями. Без нового серьезного договора взамен истекающего в 2009 г. СНВ-1 к 2015 г. у России будет значительно – на несколько сотен, если не на 1000 – меньше боеголовок, чем у США, и, чтобы сохранить хотя бы приблизительный баланс, темпы закупок ракет “Тополь-М” придется увеличить с нынешних 5–7 хотя бы до 15–20 штук в год. Это не приведет к перенапряжению военного бюджета, но готовиться к этому, похоже, надо уже сейчас.