Долой прогнозы!


Вчера коалиция, в которую входят такие организации, как “Круглый стол бизнеса” (представляет 160 гендиректоров ведущих американских компаний), крупнейшая федерация профсоюзов AFL-CIO, Совет институциональных инвесторов (ассоциация пенсионных фондов), представили новые принципы корпоративного управления, подготовленные Aspen Institute. Они отражают обеспокоенность корпоративной Америки тем, что ориентация на квартальные показатели подрывает долгосрочные перспективы компаний и конкурентоспособность экономики США. Принципы поддержаны, в частности, PepsiCo, Xerox, Pfizer, а также пятью крупнейшими аудиторскими фирмами.

Авторы новых принципов призывают компании “избегать как прогнозирования квартальных прибылей и других слишком краткосрочных финансовых показателей, так и ответов на вопросы о них”, задаваемые участниками фондового рынка. Вместо этого представители компаний должны говорить с акционерами о бизнес-стратегии и о пятилетней, а не трехмесячной перспективе. “Подписание принципов Aspen Institute столь широкой группой представителей является значимой вехой в истории бизнеса, – говорит Энн Мулкахи, гендиректор Xerox. – Эти принципы особенно важны своей ориентированностью на долгосрочные ценности”.

Публикация прогнозов получила широкое распространение в конце 1990-х гг., когда новое законодательство защитило компании от судебной ответственности за прогнозирование своей деятельности. По данным McKinsey, число компаний, публикующих прогнозы, выросло с 92 в 1994 г. до 1200 в 2001 г. Между тем критики этой практики заявляют, что ориентация на достижение квартальных показателей заставляет компании сокращать долгосрочные инвестиции, такие как капиталовложения и расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Кроме того, подобная практика стала одной из причин крупных мошенничеств: топ-менеджеры фальсифицировали квартальные результаты, чтобы они соответствовали прогнозам самих компаний и участников рынка. Это обеспечивало рост цен акций, а также вознаграждения топ-менеджеров.

В последние годы все больше компаний отказываются от прогнозов. Против них выступал, в частности, Уоррен Баффетт. Такие компании, как Coca-Cola и The Washington Post, в которых возглавляемая Баффеттом Berkshire Hathaway имеет крупные доли, перестали публиковать прогнозы. Число компаний, публикующих прогнозы, по данным Национального института по связям с инвесторами, сократилось с 71% в 2005 г. до 66% в 2006 г.

Долгосрочность перспектив особенно важна при реорганизации находящихся в кризисе компаний. “Руководство Chrysler сможет сконцентрировать всю свою энергию и усилия на управлении бизнесом”, не беспокоясь о квартальных показателях и мнениях аналитиков, заявил председатель совета директоров фонда прямых инвестиций Cerberus Capital Management Джон Сноу, сообщая в мае о выкупе Chrysler Group у автоконцерна DaimlerChrysler.

Семейные компании ведут дела эффективнее, чем компании, ориентированные на разнородную массу акционеров, а акции семейных фирм растут быстрее – такой вывод содержится в февральском исследовании инвестбанка Credit Suisse. Поскольку семьи намерены сохранить, приумножить и передать состояние наследникам, они действуют в рамках долгосрочных стратегий, не обращая внимания на квартальные результаты, считают банкиры. В 2005 г. президент Торговой палаты США Том Донохью призвал компании полностью отказаться от публикации своих квартальных прогнозов, поскольку “за краткосрочными предположениями <...> теряются долгосрочные цели”. (Использованы материалы FT.)