Вексельберг увлекся сланцами


О сланцевом проекте “Реновы” рассказал его руководитель Александр Волынский. Весь проект оценивается в $2 млрд. Для его реализации компания собирается использовать собственные и заемные средства. Четверть суммы пойдет на покупку оборудования для производства сланцевого масла, альтернативного топлива, которое сейчас набирает популярность в Западной Европе. “Ренова” планирует приобрести 10–12 установок по производству масла стоимостью около $40 млн каждая. Их разработкой занимается ФГУП “Институт “Атомэнергопроект”, с которым “Ренова” собирается заключить контракт в течение месяца. Еще $1,5 млрд “Ренова” планирует потратить на строительство цементного производства ($900 млн) и электростанции ($600 млн).

Чтобы реализовать проект, “Ренова” рассчитывает получить контроль над сланцеперерабатывающим заводом “Сланцы”. Сейчас группе принадлежит в нем 33%, еще 41% – у государства. “Сланцы” входят в перечень стратегических предприятий. Но, по словам Волынского, “Ренова” ведет переговоры с чиновниками о возможной приватизации госпакета.

Пока у “Реновы” нет договоренностей с потенциальными потребителями сланцевого масла, рассказывает Волынский. Но он уверен, что со сбытом проблем не будет: “В этой продукции будут заинтересованы бункеровочные компании, а также предприятия ЖКХ”. Пока же “Ленинградсланец” работает на склад, и, по расчетам “Реновы”, в этом году добыча приблизится к 1 млн т.

“Пугающе масштабным” назвал обещанный “Реновой” объем инвестиций гендиректор компании “ВКГ Сарматия”, “дочки” одного из крупнейших эстонских переработчиков сланца – Viru Keemia Grupp Юрий Грудин. Если проект удастся реализовать, он может стать крупнейшим на Северо-Западе, отмечает он. Сейчас в России рынок сбыта сланцевого масла отсутствует, добавляет собеседник “Ведомостей”. Оно считается экологически чистым видом топлива за счет низкого содержания серы, используется пока только в странах Евросоюза для бункеровки и как топливо для котельных, рассказывает Грудин. “В дальнейшем рынок будет формироваться, поскольку появится предложение, и производитель будет сам участвовать в процессе его формирования”, – считает эксперт.